ВЕРНОСТЬ
- FIDELITY№ 208
(2004 - 2017)
JANUARY/ ЯНВАРЬ 6
CONTENTS
ОГЛАВЛЕНИЕThe Editorial Board is glad to inform our Readers that this issue of FIDELITY has articles in Russian
and English Languages.С удовлетворением сообщаем, что в этом номере журнала ВЕРНОСТЬ помещены статьи на русском и английском языках.
1. ОБРАЩЕНИЕ АРХИЕПИСКОПА АНТОНИЯ (Храповицкого) КО ВСЕМ ПАСТЫРЯМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
2. НОВАЯ КНИГА
3. АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ХИТРОВ И 25-летие издательства «Град Китеж».
4. Список изданий редакции «Град Китеж» (гл. редактор А.М.Хитров) и публикаций А.М.Хитрова.
5. БЛАЖЕННЕЙШИЙ АНТОНИЙ (Храповицкий), МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ГАЛИЦКИЙ,- КАК ГЛАВНЫЙ ИНИЦИАТОР ПРОСЛАВЛЕНИЯ СОНМА НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ. А.М. ХИТРОВ (доклад)
ПОЭЗИЯ
6. РУДОКОП. Елена Семёнова
7. СИБИРСКАЯ ГОЛГОФА. Елена Семёнова
8.
РЕКВИЕМ ЖЕРТВАМ КРАСНОГО ТЕРРОРА. Елена Семёнова9. GIFT OF GOD. E.Shepard Marsh, Jr.
10 PROCRASTINATION. E.Shepard Marsh, Jr.
СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
11. ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. Вадим Виноградов
12. ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ О ВРЕМЕНИ МИНУВШЕГО СТОЛЕТИЯ 1917 2017.
Вадим Виноградов ПРОРОЧЕСКОЕ СЛОВО В ОТНОШЕНИИ РУССКОГО НАРОДА.
Вадим Виноградов
НАЕМНИКИ КОЛЛЕКТИВНОГО АНТИХРИСТА. Вадим Виноградов
13. СОЗИДАТЕЛЬ. Елена Семёнова
14. Ф.М. Достоевский. Не услышанный пророк. Елена Семёнова
15. СИЯ ЛЮБВЕ. Вадим Виноградов
16. ЧЕРНЫЕ ТУЧИ НАД АМЕРИКОЙ! Г.М. Солдатов
ARTICLES IN ENGLISH
17. THE RACE OF LIFE. Dr. Vladimir Moss
18. THE CHRISTIAN CASE FOR BREXIT. Dr. Vladimir Moss
1
9. THE CONTRADICTIONS OF WESTERN MORALITY. Dr. Vladimir Moss20. ROMANIA VERSUS THE NEW CALENDAR. Dr. Vladimir Moss
ОТДЕЛ ДЛЯ ДИСКУССИИ
21. ПОДАРИТЬ МИР БОГУ. Евгений Королёв
22.. О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЗЛА. (в продолжение темы «Подарить мир Богу»). Евгений Королё
23. НОВЫЕ КНИГИ
* * *
Съ Рождествомъ Христовымъ!
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИМ ВЛАДЫКАМ РУССКОЙ ЦЕРКВИ, ДУХОВЕНСТВУ, МИРЯНАМ, ВСЕМ ЧИТАТЕЛЯМ И ЖЕРТОВАТЕЛЯМ НА РОДИНЕ И В ЗАРУБЕЖНОЙ РУСИ, ОСНОВАТЕЛИ И ПРАВЛЕНИЕ "Общества Ревнителей Памяти Блаженнейшего Митрополита Антония" И РЕДАКЦИЯ ВЕРНОСТЬ С ДУХОВНОЙ РАДОСТЬЮ ВОЗВЕЩАЕТ:
«ХРИСТОС РАЖДАЕТСЯ, СЛАВИТЕ!»
* * *
ЧЕГО ОЖИДАТЬ ПАСТЫРЯМ ЦЕРКОВНЫМ В НАСТУПИВШЕМ ГОДУ**Перепечатано из: Епископ Никон (Рклицкий) Жизнеописание Блаженнейшаго Антония, Митрополита Киевскaго и Галицкaго Нью Iоркъ, 1957.Т. II. С. 228-231.
Под этим заголовком редакция Верность предлагает Вашему вниманию пророческое обращение Блаженнейшего Митрополита Антония ко всем пастырям Русской Православной Церкви.
Содержание обращения самоочевидно. Со времени его публикации прошло чуть более 100 лет. Минуло сто грозных, судьбоносных лет. Пророческие предупреждения праведников Св.Церкви неизменно сбылись. Великая Держава Российская стала первой жертвой предшественников Антихриста.
У власти прежней христианской, удерживающей державы стало зло сатанинское. С тех пор остальной мир, без особенного сопротивления и с большими жертвами, неузнаваемо рушился.
Ныне весь мир стоит перед решающим моментом на грани пропасти бесповоротной. От нас, от верующих зависит, как скоро явится сам Антихрист. B наших силах повременить день и час той.
Братья и сeстры во Христе! За нами стоит многомиллионный сонм новомучеников и исповедников Российских, Армянских, Грузинских, Белорусских, Македонских, Сербских, Словацких, Сирийских, Украинских, Черногорских и всех иных православных народов.
Призывайте Ваших епископов, священников, наставников во всеуслышание обнародовать столетнее грозное обращение Блаженнейшего Митрополита Антония. Пусть хоть теперь это обращение молитвенно объединит всех нас против единого врага рода человеческого Сатаны, против Антихриста.
Мы, дорогие во Христе, а не он решает судьбу нашу, наших детей, внуков и правнуков. За нами невидимая могущественная рать святых подвижников, мучеников и исповедников. Вместе давайте призывать их к нам на помощь!
Для верующего ничего невозможного нет. По словам самого Иисуса Христа:"если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей перейди отсюда туда и она перейдёт.Мф.17.20.
Итак, по вере нашей и Христос Спаситель услышит нас.
ОБРАЩЕНИЕ АРХИЕПИСКОПА АНТОНИЯ (Храповицкого) КО ВСЕМ ПАСТЫРЯМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
Сделав все, что только было в человеческих силах для того, чтобы спасти Россию от грядущих на нее бедствий, Владыка Антоний в конце 1910 года, во время сравнительного успокоения, счел необходимым обратиться к пастырям всей Русской Церкви с грозным предупреждением о грядущей катастрофе. Это его обращение, выходившее из круга его непосредственных обязанностей, как епархиального архиерея, было истинным обнаружением той пророческой ревности, которой была исполнена вся его деятельность.
Перед наступлением 1911 года он опубликовал свою статью под заглавием: «Чего ожидать пастырям церковным в наступающем году» с эпиграфом Tempora pessima sunt vigilemus (Времена печальнейшие будем бодрствовать).
«Наступило отрезвление, проснулось национальное сознание! Революции конец! Мы говорили, что Россия сумеет выйти с честью из своего затруднения, и вот наше предсказание подтверждается!» Возгласы эти раздавались на самых разнообразных трибунах, не исключая, к сожалению, и кафедры церковной.
Почему: к сожалению? Да потому, что отрезвление не наступило, национальное сознание, настоящее народное, вовсе не проснулось, а разница между настроением общества и части народа, сравнительно с настроением революционного года, - несущественная и малоутешительная».
Состояние русской жизни владыка Антоний характеризует так:
«Двадцать пять лет тому назад обыватели не знали, что такое оружие: по деревням даже помещики не запирали на ночь домов; глухою ночью, без всяких предосторожностей, ехали крестьяне, священники и помещики за двадцать верст на станцию, церкви стояли почти без всякой охраны с полными сундуками денег, несмотря на консисторское требование сдавать их в казну; деревня жила патриархальной жизнью: появление незаконнорожденного ребенка возбуждало всеобщее негодование; не было у нас, в Малороссии, случаев уклонения прихожанина от исповеди; священники не слышали от них грубого слова, а родители привыкли к полному послушанию детей. А теперь? Теперь, вместо стада Божия, пастырь часто находит себя среди шайки наглецов, пьяниц, кощунников, разбойников.
Но главное обнаружение того глубокого нравственного падения, в которое повергла нас революция и связанный с нею западный дух, заключается в том, что русские люди лишились своего главного духовного украшения, отличавшего их от западных народов правдивости. Она поражала еще в 17 веке прибывших к нам наших ближайших соседей поляков, уже изолгавшихся в то время, так как Западу романскому всякая правдивость давно-давно стала чужда, сперва через Ватикан и иезуитов, а потом через парламентский строй.
Теперь правдивость перестает быть и нашим достоянием. Это всего ужаснее для служителей Евангелия. Можно бороться с заблуждение6м, можно бороться с застарелыми пороками личными и общественными: но насколько трудною, почти бесплодною становится борьба, когда люди не только истины не знают, но и знать не хотят, - когда с пороком бороться бывают не только сами бессильны, но и пороком его не признают! А такое именно настроение овладело современным обществом и, увы, начинает овладевать народом.
«Истина сделает вас свободными», говорит Господь (Иоан. 8, 32). Диавол не устоял в истине, продолжает Спаситель: когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он ложь и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне» (44-45). «Всякий кто от истины слушает гласа Моего» (Иоан. 18, 37). Пороки, преступление, маловерие, предубеждение, - все это бывало у нас на Руси и до революции, но все-таки все люди ценили истину, если уразумевали ее, а теперь ее не ценят ни во что. Вот это горько, это больно! Прежде о всякой новой мысли, о всяком слышанном слове человек спрашивал себя верно ли это, или нет? А теперь мало кто об этом испрашивает, а смотрит лишь на то: выгодно ли ему говорить, так, или иначе? Может ли он что-либо выиграть, или, напротив, налететь на неприятность, если будет повторять, или слушать, или читать то, или это? Люди стали продажны, стали в душе рабами и притом не только пред своими начальниками, но пред всеми, как Грибодовский Молчалин и, гоняясь за свободой личности, потеряли и свободу и даже самую свою личность, заменив все многообразные интересы и разнообразные духовные, и нравственные потребности только одним интересом успеха или выгоды.
На западе давно уже вся жизнь сведена к этому несложному побуждению, но тамошние нравоучители вместо того, чтобы ужасаться такому глубокому падению, в которое повержено человечество, мнящее себя передовым (по дороге в преисподнюю), тамошние, говорю, философы вполне оправдали такое состояние нравов и признали его нормальным, создав этику утилитаризма, а затем и марксизма, где понятие выгоды и пользы еще более суживается и сводится всецело к карману. Скажите, чем эта философия лучше жизненной профессии карманников?
Революция и парламентаризм с его борьбой и ложью переносят и к нам этот пакостный дух, так что теперь вполне приличными членами общества, школьного товарищества, товарищества служебного, считаются такие типы, от которых десять лет тому назад с отвращением отвернулись бы все ближние, как от предателей, обманщиков, отступников, бесчестных льстецов, продающих то свое тело, то свою душу. Если бы встали из гробов, не скажу, отцы и деды наши, но даже старшие братья, умершие десять лет тому назад, то они не узнали бы теперь своих друзей и родственников в их постыдной нравственной расшатанности и почти полной без религиозности, а, узнавши, содрогнулись бы от ужаса и негодования, и поспешили бы скорее к своим кладбищам и гробам. Не верьте же, отцы и братие, газетным толкам об образумлении, об успокоении, о возрождении общества: ничего этого нет »
«Чем же разнится наше общественное настроение сравнительно с тем, при котором вступил на престол покойный Государь после ужасного цареубийства 1 марта. И тогда и теперь люди стали дорожить законностью, порядком, заговорили о национализме, об общественном благоустройстве».
«Разница, отметим мы, существенная и огромная. Нам не достает того, чем спаслась Россия после самозванцев, после француза, после цареубийства: не достает покаяния. Громко и открыто оно возносилось к небесам в дни тех лихолетий. Даже 30 лет тому назад и печать, и профессура, и трибуны покрылись самобичеванием. Россия спаслась, как спасся благоразумный разбойник, как спасался Израиль после своих отступничеств, как спаслась Ненивия после проповеди пророка Ионы. Теперь покаяния нет. Наше кажущееся успокоение есть успокоение алкоголика после безобразного, продолжительного запоя. Вот он уже не пьет неделю, две, три; но, если он не кается, не налагает на себя подвигов, разве не будете вы уверены, что он запьет снова после отдыха, запьет горькую, запьет мертвую, запьет на несколько недель? Порок, отступничество от веры, предательство родины, преступления в виде грабежей и убийств сами собой не излечиваются: они излечиваются или собственным покаянием, страданием добровольным, либо невольным, в виде общественных бедствий, вразумляющих народ, или, наконец, появлением среди народа одушевленного, огненного проповедника покаяния и возрождения.
Вот к этой-то проповеди и призываю я вас братие, в наше лихолетие. Одного проповедника вся Россия теперь слушать не может: она слишком велика и многолюдна. Но, если все наше пятидесятитысячное священство поднимет голос покаянного плача, если будет постоянно предъявлять совести общества и народа, чем он был и чем стал, какие растерял он сокровища своего сердца и своего быта, как он развратился, как изолгался, как ослабел и как очерствел, то этим, только этим средством, будет возможно спасти нашу паству, нашу Русь от конечного нравственного разложения и погибели, или отвратить грозную Божественную кару, как последнее средство для вразумления народа. Пастырь Церкви! взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его и дому Иаковлеву на грехи его!» (Ис. 58, 1).
Голос горечи, внушенный сострадательной любовью и священной ревностью, дойдет постепенно и до очерствелого сердца и либо обратит народ к истине, либо разделит спасающихся от погибающих, но и в таком случае сохранит лучших от погибели, сохранит путь благочестия в нашем народе, не предаст Церкви Христовой на растление, но в большом ли, в малом ли числе создаст среди потопа страстей и отступничества безопасный ковчег для спасаемых.
Не обольщайте себя надеждою на земную победу. Пусть прочие 33 борющиеся партии кричат: победа будет за нами. Ведь 32 из них ошибутся. А мы скажем так, если и суждено злу умножаться и христианству умаляться, согласно Христову и Павлову пророчеству, то и тогда мы ему не изменим, лишь бы сохранить самое христианство, лишь бы послужить его несомненному сохранению на земле во славе ли Церкви или в ее уничижении. Оно одинаково истинно, свято и дорого нам и при множестве его последователей, и при множестве отступников. В этом наша неодолимая сила, что наша преданность делу не стоит в зависимости от внешнего успеха, ибо наш успех на небе, в вечности, как научает нас Апостол Павел: «при всяком дерзновении и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнию ли то или смертию. Ибо для меня жизнь Христос, а смерть приобретение»
Итак, никакому успокоению обновлению и вразумлению общества мы не верим, а работать будем для братьев и для Христа, в котором «если внешний человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (Кор. 2, 4, 16).
Этот призыв Блаженнейшего Митрополита Антония к покаянию Россией услышан не был и под покровом внешнего благополучия, Россия продолжала идти к своей катастрофе.
Источник: Епископ Никон (Рклицкий) «Жизнеописание Блаженнейшаго Антония, Митрополита Киевского и Галицкаго» том 2, Нью-Йорк 1957, стр. 228-231
* * *
НОВАЯ КНИГА
Религиозно-философская библиотека
Митрополит
Антоний (Храповицкий)
И его апологеты
У ИСТОКОВ
РУССКОЙ
ПРАВОСЛАВНОЙ
ПСИХОЛОГИИ
К 80-летию блаженнейшей кончины
Первоиерарха РПЦЗ Митрополита
Антония (Храповицкого)
АЙРИС ПРЕСС
Москва
2016
Мягкий переплет, мелкий шрифт 352 стр.
Сборник посвящен редкой в отечественной богословской науке психологической тематике, у истоков которой в дореволюционную пору стоял будущий первоиерарх РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий) (1863-1936). В сборник включены магистерская диссертация (1887) ("Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности") иеромонаха Антония (Храповицкого) и две работы его учеников времени ректорства Казанской Духовной Академии.
Издание посвящено 80-летию блаженнейшей кончины митрополита Антония (Храповицкого). Она будет интересна и полезна современным российским богословам, философам и психологам, желающим расширить свои познания в области православной психологии.
Научное издание выпущено благодаря большим трудам Александра Михайловича Хитрова, который ездил по Российским просторам для нахождения материалов для книги. Он специально ездил для этого в Казань и другие города и для издания написал предисловие. Русские православные верующие останутся ему, бесконечно благодарны, за его труды по составлению этого сборника, благодаря которому смогут познакомиться с не включенным в многотомное заграничное издание Арх. Никона (Рклицкого), а также учеников Владыки Митрополита Петра Колотинского и Николая Началова продолживших и расширивших идеи Блаженнейшего Владыки Митрополита.
* * *
АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ХИТРОВ И
25-летие издательства «Град Китеж».
В минувшем 2016 году в череде различных юбилеев в России как-то затерялся 25-летний юбилей редакции газеты «Град Китеж» (Москва), деятельность которой была преимущественно, связана с российскими приходами РПЦЗ. Идея независимого духовно-просветительного издания оказалась чрезвычайно востребована в постперестроечной России, что доказывается тем фактом, что первый номер издания был напечатан тиражом 100 тысяч экземпляров (!!!). Кстати, издаваемая в то время большевицкая газета «Правда» выходила тиражом не более 90 тыс. экземпляров (при полной государственной поддержке!!!). Неимоверные трудности при распространении этого тиража «научили» редакцию более скромно оценить свои возможности и снижать тираж этого издания до более приемлемых объемов. Состав редакции сначала вырастал до 14 человек, потом постепенно сократился до одного главного редактора, который до сего дня остался, предан своей идее.
Александр Михайлович Хитров c нaшeй тoчки зрeния -- один из выдaющиxcя православных русских верующих подающих пример своей деятельности многим другим. Он показывает своими трудами во славу Бога, как должен проводить свою жизнь человек любящий Церковь и Отечество. Он не просто, как многие другие люди, читает книги, но старается с теми из них, которые ценны для возвращения христианина на путь истины, познакомить с ними читателей. Для этого Александр Михайлович занялся переизданием и писанием новых книг, с которыми мы познакомим читателей «Верности» в приложенном списке.
Ктитор домового храма в Саларьеве (Новая Москва) с 1999 года Хитров Александр Михайлович, родился 2 ноября 1947 г. на ст. Лопасня (ныне г. Чехов) Московской области в семье инженеров-строителей автомобильных дорог. По роду основной деятельности его родители постоянно меняли места своего проживания и поэтому время его обучения в средней школe связано с разными уголками России. В частности, в разные годы родители работали на строительстве трассы Москва-Симферополь, объездных дорог вокруг С.-Петербурга и Сухумского шоссе (Ростов/Дон Сухуми), а также окружной дороги на о. Калимантан (1961-1962 гг., Индонезия).
Его отец, - Хитров Михаил Иванович (1918 - 1979 г.) родился в г. Рыбинске Ярославской области в семье потомственных огородников, а мать, - Федорченко Ольга Андреевна (1924-2005), была уроженкой украинской семьи с сербскими корнями из простых крестьян-хуторян Харьковщины, которая в 18 веке называлась «Новая Сербия». Встретились и поженились они в г. Саратове, где оказались однокурсниками Автодорожного института. Его родители были большими любителями Русской культуры и не запятнали свою совесть богоборчеством, но Православную церковь не могли посещать из-за страха, потерять работу и огромной загруженности на производстве. Они передали Александр Михайловичу любовь к Отечественной приверженности к Церкви и культуре.
В 1971 г. ему удалось закончить полный курс МВТУ им. Н.Э. Баумана и до 1974 г. проработать инженером-конструктором на Красногорском заводе строительной техники в Подмосковье. Затем, началось увлечение экономическими теориями и работа в ряде московских НИИ по разным научным экономическим специальностям. В 1975-1979 гг. он закончил вечернее отделение экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, успешно защитив диплом по истории корпоративного строя в Западной Европе, России, Индии и Китае в средние века.
Редкое для того времени сочетание технического и экономического образования открывали ему возможности занимать должности сотрудника аппарата Министерства электротехники СССР и методиста Академии народного хозяйства при Совмине СССР. Однако, осознав всю несостоятельность коммунистической идеологии и т.н. «плановой» экономики, ему пришлось отказаться от дальнейшей административной и научной карьеры, ввиду появившегося от занятия отечественной историей неприятия богоборческой и антинациональной политики властей СССР.
Как и у многих других соотечественников этого времени русской истории у него начались поиски путей спасения души. Господь сподобил его 11 октября 1979 г. тайно принять Св. Крещение в Морском соборе г. Вентспилса (Латвия). В этом же храме 5 сентября 1982 г. он был тайно обвенчан с Савосиной Верой Петровной (1949 г.р.), сотрудницей ГАРФ (Москва). Выбор такого места для приобщения к Св. Православию объясняется тем, что всякое совершение треб в Москве тогда проходило с обязательной регистрацией документов, следствием которой неизбежно последовало бы увольнение с государственной службы, к чему на первых порах Хитровы были еще не готовы. Православная Москва того времени хорошо знала, что у спецслужб Латвии и республик Прибалтики, занятым борьбой с вооруженным антикоммунистическим подпольем, не было больших возможностей заниматься тотальным контролем за местными православными священниками. Так, например, в дни своего свадебного путешествия по Литве Хитровы встретили в Св.-Духовом монастыре г. Вильнюса известную московскую певицу Елену Образцову.
Однако времена быстро менялись, и в России, а потому, некоторое время спустя, им удалось также тайно крестить всех троих сыновей на Антиохийском подворье на Чистых прудах в Москве.
На первых порах, отношение Александр Михайловича к Св. Православию было формальным с крайне редким посещением служб. Его путь к воцерковлению состоял только лишь в самостоятельном изучении широкого спектра вопросов истории Русского Православия от канонического права до проблем Всероссийского Престолонаследования. О существовании Катакомбной церкви и духовной жизни Русского Зарубежья Хитровы тогда даже и не подозревали. В 1982 г. для обстоятельного исследования вопросов общей и церковной истории ему удалось перейти на рядовые должности в систему Главархива СССР, где статус сотрудника открывал доступ к архивным документам.
Длительное отсутствие у него опыта приходской церковной жизни привело к тому, что вплоть до 1989 г. в большей мере преобладал интерес к русской национальной культуре, весьма отдаленно касаясь истории Св. Православия. Для практической помощи друзьям из числа московских художников в 1986 г. он создал Общество «Вернисаж», на основе Устава дореволюционного Общества художников передвижников. Его посещение храмов оставалось не регулярным, преимущественно в городах удаленных от Москвы.
Но Божиим промыслом, тепло-хладному отношению к Церкви суждено было закончиться. Перелом церковного сознания произошел после его поездки в США в августе 1989 г. Поводом для этого путешествия была идея организации выставки современных московских художников Общества «Вернисаж» в г. Нью-Йорке, США. Быстро убедившись в несостоятельности американских партнеров, ему захотелось использовать остаток времени до возвращения в Москву в поиске материалов и свидетелей жизнедеятельности о
. Серафима Роуза.Неисповедимые пути Господни привели его тогда в здание Архиерейского Синода РПЦЗ на 93-й улице в Нью-Йорке и в Св. Троицкий монастырь в Джорданвилле. Его до глубины души потрясли тогда многочасовые беседы с Первоиерархом РПЦЗ Митрополитом Виталием (Устиновым), а также открытость и радушие приходов и прихожан Русского Православного Зарубежья. Разумеется, что его поездка не ушла от внимания «компетентных лиц» и ему пришлось покинуть государственную службу в Главархиве СССР и заняться свободным предпринимательством. Сферой своих новых занятий он выбрал просветительское и издательское дело. Он зарегистрировал редакцию газеты «Град Китеж», которая с переменным успехом продолжает свою деятельность вплоть до сего дня, (которые издания были сообщаемы в «Верности»).
Своими впечатлениями об этой поездке Александр Михайловичу пришлось делиться со многими московскими друзьями и знакомыми вследствие чего на конференции «Церковь и перестройка» 30 ноября 1989 г. в числе его собеседников оказался игумен о. Евтихий (Курочкин) и пятеро клириков Омско-Тюменьской епархии МП РПЦ. Они тогда вышли из-под омофора своего епархиального архиерея и настолько заинтересовались сообщаемыми им сведениями об Архиерейском Синоде РПЦЗ, что позвонили Секретарю Синода Еп. Илариону (Капралу) с просьбой о принятии всей группы в лоно РПЦЗ. Как известно, положительный ответ на этот запрос был получен ими в марте 1990 г.
Хотя его активное издательское сотрудничество с игуменом, затем епископом Евтихием (Курочкиным), непрерывно продолжалось вплоть до 1998 г., постоянным членом московского прихода РПЦЗ он оказался только лишь в 1994 г. В том же 1994 г. Еп. Евтихий совершил постриг его во чтеца. Накопив некоторый любительский опыт исследовательской работы с архивными документами, он решил стать профессиональным специалистом по источниковедению и архивным исследованиям, для чего в 2002-2005 гг. закончил полный курс обучения в заочной аспирантуре Института общей истории Академии наук РФ.
От защиты диссертации по критике ереси именобожничества в трудах Митрополита Антония (Храповицкого) ему пришлось отказаться по причине необходимости получения отзыва от Учебной комиссии МП РПЦ, которая заведомо не могла бы дать согласия на одобрение публикации подобного материала.
Хотя в 1999- 2007 гг. все службы прихода Свв. Царственных Мучеников и Их Верных Слуг РПЦЗ проходили в домашнем храме Хитровых, активного участия в церковной жизни он тогда не принимал по причине явно очевидной тенденции священноначалия РПЦЗ к объединению с МП РПЦ. После хорошо известного Акта от 17 мая 2007 г. ему удалось сохранить практически весь приход и перейти под омофор Архиерейского Синода РПЦЗ митрополита Агафангела (Пашковского).
В конце ноября начале декабря 2008 г. он был избран прихожанами делегатом 5-го Всезарубежного Собора РПЦЗ в г. Найяке, США. В июне 2009 г. его пригласили вместе с супругой на празднование 75-летнего юбилея со дня освящения Св. Никольского собора в г. Сан-Пауло, Бразилия. Затем, на следующий год, в июне 2010 г. в составе группы клириков и прихожан из Бразилии, США и Австралии Хитровы совершили паломническую поездку по Святой Земле. В 2010 г. на Страстной неделе впервые в своей жизни он сподобился воочию лицезреть сошествие Огня на Гроб Господень. Итогом этих двух паломничеств было составление макета «Путеводителя по Св. Земле», в котором он попытался отразить основные исторические события деятельности там правительства Российской Империи и Архиерейского Синода РПЦЗ. Затем, большая радость от поездок по Святой Земле сменилась резким обострением церковных нестроений в московском приходе Свв. Царственных Мучеников и Их Верных Слуг и Хитровым пришлось перейти из РПЦЗ-А в РИПЦ под омофор вл. Тихона (Пасечника). Ныне он считает свое участие в «клонировании» РПЦЗ ошибочным.
Как и следовало ожидать, клирики и прихожане обеих частей РПЦЗ неоднозначно оценивают многолетнюю издательскую деятельность редакции «Град Китеж» и публикации Александpa Михайловича главного редактора. Одни благодарят за публикацию документальных материалов по важнейшим вопросам богословия и церковной истории, другие упрекают в преждевременном обсуждении в неподготовленных аудиториях этих тем, которое вызывает нестроения в церковной жизни. Вопреки мнению своего священноначалия, редактор «Града Китежа» не считает лучшим выходом из спорных ситуаций замалчивание существующих в Церкви богословских и церковно-исторических вопросов.
Однако, пpинимaя вce вo вниманиe, деятельность редакции «Града Китежа» неоценима как для Отечественных, так и верующих в Зарубежной Руси и эта деятельность сможет быть оценена в будущем. Господь всем людям судья!
Список изданий редакции «Град Китеж»
(гл. редактор А.М.Хитров) и публикаций А.М.Хитрова.
1. Генезис и развитие ремесленных цехов в эпоху средневековья в Западной Европе, России, Индии и Китае (дипломная работа выпускника МГУ им. М.В. Ломоносова. А.М. Хитрова, М., 1979).
2. Гл. редактор, а также автор передовиц и статей в 23-х номерах газеты-альманаха «Град Китеж» (М., 1990-1998) и в 3-х выпусках интернет-журнала «Град Китеж» (М., 2007-2008).
3. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря . 1-2 тт. (1-е в СССР репринтное издание, М., Град Китеж, 1990).
4. Жизнеописание Иннокентия митрополита Московского и Апостола Аляски. М., Подиум (Град Китеж). 1990.-48с.
5. Грамматика древнецерковнославянского языка. (Репринтное издание) М., Подиум (Град Китеж). 1990 и 1991.-150 с.
6. О.Иоанн Сергиев (Кронштадтский). Великий Пост. (Репринтное издание). М., Подиум (Град Китеж). 1991.- 174с.
7. Букварь для совместного обучения письму русскому и церковнославянскому чтению и счету для народных воскресных православных школ. Составители Д. Тихомиров и Е.Тихомирова. (Репринт с издания 1914 г.). М., Град Китеж. 1991.-114с.
8. Свирелин А.И. Церковно-славянский словарь для чтения Библии, Евангелия и др. М., Град Китеж, 1991,-
9. Руководство к Пасхалии (Репринтное издание). М., Град Китеж, 1991.
10. Краткий молитвослов для православных воинов. (Репринтное издание). М., Град Китеж, б/д.
11. Стрижев А.Н. Митрополит Серафим (Чичагов) и его книга «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». М., Град Китеж. 1992.- 32с.
12. Зноско В. Христа ради юродивый старец Паисий, рясофорный инок Св. Успенской Киево-Печерской Лавры. (Репринтное издание). М., Град Китеж, 1992.-
13. Федоров А.В. и др. Радость моя.(Репринтное издание). Философское общество г. Сарова. М.-Саров, Град Китеж, 1993.-
14. Агапов А.А. и др. Исторический Саров. Часть 1 и 2. Философское общество г. Сарова. М.-Саров, Град Китеж, 1993.-
15. П.Н. Будзилович. Пояснение Божественной Литургии. (М.-Ишим. Град Китеж). 1993.-36с.
16. Православный церковный календарь. Издание обители преп. Иова Почаевского. (М.-Мюнхен, Град Китеж). 1995.-74с.
17. Церковный Устав на 1995 г. Св.-Троицкий монастырь РПЦЗ. М. Град Китеж. 1994.- 113с.
18. Протодиакон Герман Иванов Тринадцатый. Русская церковь лицом к Западу. (Оформ., сост. «Редакции Град Китеж»).- М., Град Китеж, 1995. - 366с.
19. А.А. Коринфский. Народная Русь. (Репринтное изд.). М., Град Китеж, журнал «Свет», 1995.- 720с.
20. Церковный Устав на 1997 г. Издательство «Заря» и «Град Китеж». (М., Град Китеж). Б/д.- 118с.
21. Журнал «Собор». Приложение к газете «Град Китеж». Ишимско-Сибирская епархия РПЦЗ. №1-8. Ишим. 1997-1998.
22. Православный церковный календарь. Издание Обители преп. Иова Почаевского в Мюнхене. (М.-Мюнхен. Град Китеж). 1998.-70с.
23. Православный церковный календарь. Издание Обители преп. Иова Почаевского в Мюнхене. (М.-Мюнхен.Град Китеж). 1999.-70с.
24. Православный церковный календарь. Издание Обители преп.Иова Почаевского в Мюнхене. (М.-Мюнхен. Град Китеж). 2000 г.-70с.
25. Типикон сиесть Церковный Устав на 2000 г. (М., Град Китеж).-210с.
26. Православный церковный календарь. Издание Обители преп. Иова Почаевского в Мюнхене. (М.-Мюнхен. Град Китеж). 2001.-72с.
27. Свящ. о. Валерий Рожнов. О тайне воскресения России. Курск. (Град Китеж), 2001.-320с.
28. Забытые страницы русского имяславия. Сб. документов и публикаций по афонским событиям 1910-1913 гг. и движению имяславия в 1910-1918 гг. (Сост. А.М.Хитров и О.Л. Соломина). М., Паломник, 2001. 538с.
29. Храм-Памятник в Брюсселе. Документальная хроника. Сост. А.М. Хитров и О.Л. Соломина. Под ред. гр. М.Н. Апраксиной. М., Паломник, Град Китеж, 2005.- 464с.
30. У.Э.Д. Аллен, П.П.Муратов. Русские компании Германского вермахта 1941-1945. Взгляд из Лондона./ Перев. с англ. А.В.Верди, А.М. Хитрова; сост. и предисл. А.М. Хитров. М., Айрис Пресс, 2005.- 560с.
31. Муратов П. П. Древнерусская живопись. История открытия и исследования. (Сост. предисл. А.М. Хитров,- М., Айрис Пресс. Лагуна Арт., 2005.- 432с.
32. Муратов П.П. Древнерусская живопись. История открытия и исследования. (Сост., предисл. А.М. Хитров. СПб, Библиополис, 2008.- 432 с.
33. Чтец Александр (Хитров). Оценка жизненного пути Московского Царя Иoанна IV Васильевича Грозного в контексте отдельных инициатив по прославлению его в лике «святых»./ РИПЦ, Приходской Листок №1 Храма свв. Царственных Мучеников и Их Верных Слуг. М., 2012.- 32с.
34. Святое Православие и именобожническая ересь. ( Под ред. Митрополита Антония (Храповицкого)). (Репринтное переиздание 1916 г.). Сост. А.М.Хитров. М., Град Китеж, 2013.- 278с. + 54с.
35. Митрополит Антоний (Храповицкий). О Догмате Искупления. ( Сост. А. М. Хитров. М., Град Китеж, Айрис Пресс, 2013.- 128с.
36. Избрание на Царство Государя Царя Михаила Феодоровича Романова (Сост., предисл. А.М. Хитрова, М., Град Китеж, 2014, -72 с.
37. Крестный путь Православной Украины. (Сост., предисл. А.М. Хитров,-М., Град Китеж, Айрис Пресс, 2015,- 288 с.
38. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его апологеты. У истоков русской православной психологии (Сост., предисл. А. М. Хитров,- М., Град Китеж, Айрис Пресс.-352с.
39. Путеводитель по Святой Земле. (Сост. А.М.Хитров, макет издания).
40. П.П. Муратов. Византийская живопись. (сост. А.М. Хитров, макет издания).
41. Доклады и выступления о выдающихся деятелях Русского Зарубежья на Международных научных конференциях, - П.П.Муратове (М., 2003) и проф. Н.Л. Окуневе (Чернигов, Украина, 2013), а также по истории ереси именобожничества (имяславия) (Чернигов, Украина, 2012) и (заочно - София, Болгария, 2014
С Благодарностью за труды по составлению и изданию пожелаем А.М. Хитрову и издательству «Град Китеж» дальнейших успехов на славу Бога и страдающего Отечества.
БЛАЖЕННЕЙШИЙ АНТОНИЙ(Храповицкий), МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ГАЛИЦКИЙ
,- КАК ГЛАВНЫЙ ИНИЦИАТОР ПРОСЛАВЛЕНИЯ СОНМА НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ.А.М. Хитров (доклад)
Многим историкам Русского Православия ХХ века хорошо известен факт прославления и канонизации Архиерейским Собором РПЦЗ Сонма Новомучеников и Исповедников Российских во главе со Свв. Царственными Мучениками и Их Верными Слугами, состоявшееся 19 октября/1 ноября 1981 г. в Нью Йорке, США. Известно, также, что процесс подготовки этой канонизации растянулся на многие годы, начиная с 1929 г., и проходил в весьма сложных условиях, когда значительная часть зарубежного священноначалия и их паствы оказывала открытое сопротивление этому судьбеносному для Русского Православия решению, оправдывая свою оппозицию его, якобы, преимущественно политической, а не церковной значимостью.
Попытаемся, однако, разобраться с истоками и инициаторами этой канонизации, среди которых, как это будет показано в нижеследующих разделах этой статей, решающую роль сыграл Блаженейший Антоний (Храповицкий), Митрополит Киевский и Галицкий.
Как известно, - уже в первые дни «великой безкровной» революции в феврале 1917 г. в Петрограде начались кровавые расправы и покушения на жизнь православных христиан, готовых пострадать за ВЕРУ, ЦАРЯ и ОТЕЧЕСТВО. Первое соборное церковное решение о поминании этих многочисленных жертв было установлено Всероссийским Церковным Собором в Москве 5/18 апреля 1918 г. Днем памяти было назначено 25 января /7 февраля , дата злодейского убиения местными красноармейцами в Св. Успенской Киево-Печерской Лавре Свящмчм. Владимира (Богоявленского), занимавшего тогда кафедру Митрополита Киевского и Галицкого. Председателем церковной комиссии по расследованию этого кощунственного злодеяния был назначен Митрополит Антоний (Храповицкий), первоначально представлявшим на этом Соборе Харьковскую и Ахтырскую епархиальную кафедру. Как известно, работа этой Комиссии проходила в условиях хаоса революционных событий в политической и церковной жизни Киева того времени. Одновременно с архипастырскими делами и руководством этой Комиссии, Владыка Антоний отдавал тогда много своих духовных и моральных сил борьбе со своими оппонентами за сохранение курса Всеукраинского Поместного Собора, проходившего в Киеве с 7 января по 16 декабря 1918 г., в каноническом русле. Как известно, прямым следствием временного преодоления в Киеве этих церковных нестроений было избрание 19 мая 1918 г. митрополита Антония (Храповицкого) на Первоапостольскую Киевскую кафедру.
В годы гражданской войны Владыка Антоний сам оказался одной из первых жертв антиправославной политики властей правительства С. В. Петлюры (1879-1926) и республиканской Польши, которые его арестовали и содержали под стражей в католическом монастыре в г. Бучач в Прикарпатье. После своего освобождения по требованию ряда высокопоставленых лиц в странах Антанты и недолгого возвращения весной 1919 г. на Киевскую кафедру, Владыка Антоний был избран Почетным Председателем Временного Высшего Церковного управления на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР).
Возглавляемое в то время ген. А.И.Деникиным Правительство Юга России занималось расследованием преступлений организаторов «красного террора» в тех краях. Для должного ведения следственных дел по этим вопросам была создана специальная Комиссия под Председательством ген. П.Н. Врангеля, который не оставлял эту деятельность вплоть до последних дней своей жизни в 1928 г. Не вызывает каких-либо сомнений тот факт, что Митрополит Антоний (Храповицкий), как представитель высшей церковной иерархии, уделял работе этой Комиссии самое первостепенное внимание.
Следует обратить внимание участников настоящей Конференции и на тот факт, что в фондах Державного Исторического архива в Киеве хранится значительное количество практически никогда не публиковавшихся материалов о попечениях Митрополита Антония во время гражданской войны в Украине не только о жертвах «красного террора», но и о защите населения Киева и ряда других городов и весей Украины от насилия и грабежей некоторых лиц, из числа военных и гражданских чинов деморализованных частей Белых армий.
По состоянию на сегоднешний день достаточно хорошо изучена только та часть материаловэтой Комиссии, которая была вывезена ген. П.Н.Врангелем в эмиграцию. Итоговым результатом работы на этими документами является выяление большого количества имен умученных архиереев, священнослужителей и мирян, включая военных и гражданских чинов, которые помещены на памятных досках русского православного Храма Памятника в Брюсселе.
Строительство этого Храма во имя Святого и Праведного Иова Многострадального,- небесного покровителя Св.Царя-Мученика Николая II «в память всех русских людей богоборческою властью в смуте убиенных», началось еще в 1929 г. и продолжалось вплоть до 1951 г. Одновременно велась большая исследовательская работа по выяснению обстоятельств последних дней жизни каждой из выявленных жертв большевизма. Особое внимание обращалось на отношение каждого из этих мучеников к государственному перевороту в феврале 1917 г. В этой связи, известен тот случай, когда эта Комиссия не приняла пожертвований на упоминание на досках в Храме имени генерала Л. Г. Корнилова по причине отсутствия каких-либо сведений об его покаянии в факте руководства арестом Августейшей Семьи Николая II в Царском Селе в те окаянные дни.
Относительно другой части списков жертв большевизма, выявленных Комиссией ген. П.Н. Врангеля, которая осталась в России, мною установлено, что она хранится в виде неразобранной коллекции рукописных материалов в фондах Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ, Москва). По этой части архивной коллекции еще только лишь предстоит долголетняя кропотливая исследовательская работа.
При работе над своим документальным архивным сборником «Храм-Паматник в Брюсселе» мною было установлено, что инициатором этой постройки в столице Бельгийского Королевства был именитый полтавский дворянин Николай Михайлович Котляревский (1890-1966), который испросил и получил в августе 1929 г. благословение на это святое дело у Архиерейского Синода РПЦЗ 1).
1) Храм-Памятник в Брюсселе (Документальная хроника). Сост. А.М.Хитров, О.Л.Соломина. Под ред гр. М.Н. Апраксиной.М., Град Китеж-Паломник. 2005, с.25. Однако, переписка Н.М. Котляревского с Первоиерархом РПЦЗ Митрополитом Антонием (Храповицким) началась гораздо раньше. Первое из ныне известных ответных писем Владыки Антония Н.М.Котляревскому относится к 1926 г. 2)
2) См. 1, с.39 В нем обсуждался вопрос о возможностях сбора пожертвований в епархиях РПЦЗ на данное строительство. Владыка Антоний сообщает о том, что подписал 27 писем архиереям РПЦЗ с просьбой поддержать это нужное и важное начинание.В следующем письме от 11/24 февраля 1927 г. Владыка Антоний делится своими сожалениями о личных финансовых трудностях. Сообщает он о том, что православную общину Воскресения Христова, взявшуюся за строительство этого Храма в Брюсселе, будет окормлять о. Василий Виноградов (1876-1932)Кроме того, с большим сожалением он говорит о том, что большие смущения в русской эмиграции вызывает князь Голицын-Муравлин, который распространяет самые нелепые слухи о спасении Государя Императора Николая II (?)3)
3) См.1, с.40 Остальные два письма Владыки Антония, датированные тем же 1927 годом, свидетельствуют о значительной роли ген. П.Н. Врангеля в подготовке строительства этого Храма. В следующем письме Владыки Антония от 27 декабря 1928 г. сообщается о крайне сложном положении русской эмиграции, сложившемся после преждевременной смерти ген. П.Н. Врангеля и Великого Князя Николая Николаевича Младшего 4).
4) См.1, с.46 Большой интерес представляет история отношений Митрополита Антония со Членами Династии Романовых, оказавшимися после 1917 г. в эмиграции. Прекрасно зная о трудном финансовом положении Их Императорских Высочеств, Владыка Антоний с первых дней организации Комитета с первых дней организации Комитета добивается Августейшего покровительства от Великой Княгини Ксении Александровны (1875-1960).
Наряду с ежегодными отчетами Н.М. Котляревского в Архиерейском Синоде РПЦЗ в Белграде о ходе церковного строительства, сохранились свидетельства многолетней активной переписки Комитета на эту же тему с другими Членами Династии Романовых.
Известны, также, факты присутствия Представителей Дома Романовых на закладке и освящении Храма-Памятника. Не маловажен в наше время и тот факт, что вплоть до смерти Великого Князя Николая Николаевича Митрополит Антоний предпочитал не вмешиваться в его династийные споры о Всероссийском Престолонаследии с Великим Князем Кириллом Владимировичем. Факт признания Митрополитом Антонием и Архиерейским Синодом РПЦЗ Великого Князя Кирилла Владимировича Всероссийским Императором следует из письма от 21 сентября/ 4 октября 1933 г., которое начинается со слов «Его Императорскому Величеству Государю- Императору! Ваше Императорское Величество!» 5)
5) См. 1, с.86.В этом письме Митрополит Антоний уведомляет ЕИВ Великого Князя Кирилла Владимировича о том, что вся его официальная и личная переписка с Председателем «Коллегии хранителей следственного производства по делу об убийстве Царской Семьи» В.А. Маклаковым не приносит существенных результатов. По состоянию на то время, Комитету еще не удалось получить частичек мощей Свв. Царственных Мучеников или сведений об их наличии и местонахождении.
В первом номере «Вестника Комитета по сооружению в Брюсселе Храма-Памятника », издававшегося в Бельгии начиная с 1930 г., приводится текст замечательного по своему содержанию Слова Митрополита Антония , - «Преподобный Иов Многострадальный и Царь-Мученик Николай II». В нем говорится о почитании на Руси с древних времен искупительного подвига Свв. Великих Киевских Князей - Мучеников Бориса и Глеба, а также о неизбежном прославлении Государя Императора Николая II, а затем Императоров Павла I и Александра II.6)
6) См. тамже с. 48 Из переписки Митрополита Антония по вопросу образования Комитета по сооружению Храма-памятника в Брюсселе, начиная с 1930 г., известно, что к тому времени уже утвердилось окончательно мнение о возглавлении Сонма Новомучеников и Исповедников Российских Св. Царем Мучеником Николаем и Свв. Царственными Мучениками. Прямым поводом для подобного решения послужили выяленные факты местного почитания Свв. Царственных Мучеников в общинах РПЦЗ, образовавшихся в Европе (Прага, Чехия), Харбине (Манчжурия), Австралии (Брисбене) и дрр., а также и в катакомбных общинах Тихоновской церкви в СССР.
О большой духовной значимости этого строительства для Св. Православия говорит состав руководства этого строительства. Помимо Председателя Комитета, которым был избран Н. М. Котляревский; Почетным Председателем был Святейший Патриарх Сербский Димитрий, почетными членами,- митрополиты Мефодий Харбинский и Иннокентий Пекинский, архиепископ Серафим Западно-Европейский, а также архипастыри Сербской Православной Церкви во главе с митрополитом Скопленским Варнавой, несколько позже избранным Патриархом Сербским. Свое благословение этому строительству присылали монахи Св. Горы Афонской. Ревизионную Комиссию возглавляли граф П. Н. Апраксин и ген.-лейтенант А.П. Архангельский.
Большим успехом Комитета было создание Художественно-Технической комиссии, в состав которой были привлечены такие выдающиеся деятели Русской Культуры мирового значения, как академики Н.П.Краснов (1864-1939) и И.Я. Билибин (1876-1932), профессор-византолог Карлова Университета в Праге (Чехия) Н.Л. Окунев (1886-1949) и искусствовед П.П. Муратов (1881-1950), а также хорошо известный в русской эмиграции иконописец,- княгиня Е. С. Львова (1897-1971).
Завершение отделочных работ и роспись Храма выявили дополнительную потребность в больших финансовых средствах, успешному сбору которых, в значительной мере, способствовал высокий авторитет Свт. Иоанна Шанхайского, одного из самых выдающихся учеников и последователей Митрополита Антония, назначенного в 1950 г. настоятелем этого Храма. В следущем 1951 году Владыке Иоанну удалось завершить строительство и освятить Храм - Памятник.
Все вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что практически все аргументы в пользу прославления в 1981 г . в РПЦЗ Сонма Новомучеников и Исповедников Российских, возглавляемых Свв. Царственными Мучениками и Их Верными Слугами, были выявлены,проверены и утверждены непоследственно самим Блаженнейшим Антонием, Митрополитом Киевским и Галицким. Эпоха, последующая после его блаженнейший кончины в августе 1936 г., добавила лишь перечень чудес и исцелений по молитвам этим Угодникам Божиим.
* * *
ПОЭЗИЯ
РУДОКОП
СИБИРСКАЯ ГОЛГОФА
Елена Семёнова
Который день снега, снега...
В душе лишь болью: пораженье.
Непроходимая тайга.
Непроходимое крушенье.
Тифозный бред и дурнота.
И вьюги в самом сердце свищут.
По сторонам и по пятам
Волков и красных стаи рыщут.
Плывёт, качается земля,
И стонут ели вековые.
Судьба, к чему-то жизнь всё для,
Нас гонит в ночи ледяные.
А кто упал - тому не встать.
Настигнет рок неумолимый.
И некому руки подать -
Оледенев, проходим мимо.
Их вскоре снегом занесёт,
И до весны холмы белеют,
А таль холодная сойдёт -
Без отпевания истлеют.
Уже нестрашно ничего.
Замёрзли чувства, члены, мысли...
Как чист, как бел покров снегов,
А ели чернотой нависли.
И только б плена не узнать...
Ещё есть пули в револьвере.
К чему за нитку жизнь держать,
Когда во мрак уходит вера?
Смерть улыбнётся из чащоб
Оскалом волчьим, пулей вражьей,
Тифозным жаром... Снег наш гроб,
И ели нам кресты и стража...
РЕКВИЕМ ЖЕРТВАМ КРАСНОГО ТЕРРОРА
Елена Семёнова
Во имя достижения своих революционных
целей, своих желаний всё дозволено
В.И. Ленин
Рыли сами могилы, ложились
Мёртвые на живых.
Пулемёты всю ночь ярились:
Лишь под утро их гвалт затих.
Не молчанье живых лишь вопль мёртвых
Нарушает безумную тишь.
А по ним проходится гордо,
Над прахом глумясь, латыш
Воцарилась над жутким оврагом
Кладбищенская тишина.
Только те, кто тайком оплакан,
Смотрят со дна
Смерть отныне среда обитанья,
И привыкли сущие в ней,
К пулемётному стрекотанью,
К лицам казнённых детей
Россия, твои синодики
Несметны и несть конца их
И множатся, множатся лики
Святых страстотерпцев твоих.
Ступали по крови, к оврагу
Ползли под покровом дневным,
Чтобы землю разрыть руками,
Пробиваясь к родным!
Кипит людоядцев работа.
Герою не славная туш:
«За спасеньё Балтийского Флота» -
«По городу, в комнату душ»!
Сжигали, рубили, топили,
Вершили кровавый почин,
И жертв безымянных казнили
Анонимные сплошь палачи.
Идут по костям с бравадой.
И всяк в смертном страхе притих.
Но голосом скажут набатным
Мёртвые за живых!
GIFT OF GOD
E. Shepard Marsh, Jr.
I love to hear the raindrops
As they patter on the roof,
Tis only natures music
Without the need of proof.
I love the tree tops swaying
As they bend before the breeze,
Tis only natures rhyt
Which in my heart does please.
I love to see the lightning
As it darts before my eyes
And hear the thundering echo
As anthem to the skies.
But afterward in sunshine
When the diamonds fill the air
Just pause while birds are singing
Find naught but beauty there.
So smile or frown while raining
Or when the sun shines through,
But in your heart remember
Tis natures gift to you.
PROCRASTINATION
E. Shepard Marsh, Jr.
Procrastinate?
No, never think delay
For things left for tomorrow
Wont count today.
So do each now as each
Appears, for fate
May call and those undone;
Twill be too late
The days are brief.
The hours swiftly speed
Away, and if in passing
We give no heed,
Theyll pass beyond our grasp,
Beyond recall;
Until we have no need
Of them at all.