ВЕРНОСТЬ - FIDELITY 43 - 2006

APRIL/АПРЕЛЬ 12

The Editorial Board is glad to inform our Readers that this issue of "FIDELITY" has articles in English and Russian Languages.

С удовлетворением сообщаем, что в этом номере журнала "ВЕРНОСТЬ" помещены статьи на английском и русском языках.

∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ APPEAL TO OUR READERS ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙

The Blessed Metropolitan Anthony (Khrapovitsky) Memorial Society is in need of your help!

With the All Diaspora Sobor barely a month away, your support is essential. If we are to continue our efforts in providing an alternative forum for articles, information, and views different from those officially sanctioned by the proponents of union, the financial support of our readers is needed. There are costs associated with maintaining this website, conducting mailings, registering the Society, and attending to administrative duties that must be immediately met. We are currently financing most of these costs ourselves out of our own pockets.

Websites in favour of union have access to funds that substantially defray their costs. As a result, certain of these websites are VIRTUALLY GUARANTEED an operating budget from various sources who would like nothing better than to see opposing voices silenced.  We remain one of only two or three web sites in the world committed to providing information that corrects the distortions and rewriting of history pro-union factions engage in.

In order to continue our mission as confessors of the Truth, we need your help now. Please take the time to send us a cheque or money order made out to “The Blessed Met. Anthony (Khrapovitsky) Memorial Society” (TBMAKMS) so we can continue our fight. Any amount, whether big or small, is greatly appreciated and tax deductible.

To support our continued efforts, please send your donations to the following address:  

Mr. Valentin Scheglowski

P.O. Box 27658

Golden Valley, MN 55427-0658

 

***************************************************************

 

Contents -  Оглавление

 

1. "ОБРАЩЕНИЕ К НАШЕМУ ДУХОВЕНСТВУ, НЕ СОГЛАСНОМУ С ПОДЧИНЕНИЕМ, УНИЕЙ ИЛИ СОСЛУЖЕНИЕМ С МП". Е.А. Раевская.

2.  "A VOICE  AGAINST". Sergej and Valeria Chernjavsky

3.  "ГОЛОС  ПРОТИВ".  С. и В. Чернявские

4.  "ДЕЯНИЯ ВТОРОГО ВСЕЗАРУБЕЖНОГО СОБОРА РПЦЗ в 1938 г." (Продолжение)

5.  "METROPOLITAN ANTHONY BLOOM." Dr. Vladimir Moss

6.  "DONT LISTEN TO THOSE WITHOUT LOVE!"  Eugenia Richard

7.  "THE TRUE ORTHODOXY OF SAINTS BENEDICT AND SERAPHIM OF SAROV"  Fr. Dr. Photios+ (W)

8.  "КРУШЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ В АНГЛИИ".  Др. В. Мосс

             * * *

ОБРАЩЕНИЕ К НАШЕМУ ДУХОВЕНСТВУ, НЕ СОГЛАСНОМУ С ПОДЧИНЕНИЕМ, УНИЕЙ ИЛИ СОСЛУЖЕНИЕМ С МП.

Е.А. Раевская, Представительница Общества Митрополита Антония в Швейцарии

Прочитав  в газете «Наша страна» от 4.2.2006 г. призыв прот. Анатолия Трепачко (Катакомбная Церковь) ко всем нам, т.е. к РЗЦ, и в той же газете прекрасную статью Г. Ракитина, а затем в «Западно-Европейском Вестнике» от 3.4.2006г., с болью высказанные, такие правильные, глубокие и справедливые мысли,  в статье протодьякона Германа Иванова-Тринадцатого: «Камо грядеши, Зарубежная Церковь?» как и  прочие бесконечные обращения, увещевания, предостережения и напоминания фактов в  зарубежной печати, совесть моя заставляет и меня присоединиться к их призыву, пока еще не поздно.

Обращаюсь я к нашему епископству, к нашему духовенству, к нашим, столь нами всеми любимым и до сих пор близким священникам – к пастырям нашим, к кот. мы все, всюду и всегда относились с полным доверием. К тем, которые, может, под давлением свыше или некоторых прихожан, быть может, по кротости или, вернее, нерешительности и мягкости характера, не видят или не могут осознать еще, в какую пропасть они всех нас пихают. К тем, которые все еще надеются, что можно «отсидеться в уголку» и, что все как-то  само уладится и образуется и что все снова будет, как прежде. Как прежде, увы, дорогие наши батюшки, ничего не будет, если мы к вам доверие потеряем. А  не допустить того, что нам грозит, думается мне, можете еще только вы – все наши пастыри не согласные с новым курсом. Все теперь, кажется мне, только и может от вас зависеть - все еще в ваших руках. Конечно же, обращаемся к прихожанам тоже, но к вам в первую очередь,  учитывая, насколько Синод Вл. Лавра вообще не считается с мнением прихожан, а действует, полностью игнорируя, что ВСЕ МЫ – т.е. и прихожане тоже, составляем саму Церковь – Тело Христово. Именно к вам обращаюсь, т.к. в данном положении только еще от вас будет зависеть: сумеете ли вы, соединившись, все, общими силами полностью оказать сопротивление  уничтожению   нашей Зарубежной Церкви, предательству Новомучеников, не признавших МП и поплатившихся за это жизнью,  епископство, находившееся на Соловках и оттуда написавших отказ на признание, тогда новоявленной,  МП. Прошу вас не забывать потоки лжи и клеветы, которые и по сей день МП продолжает лить на прошлое и настоящее РЗЦ и ее Святителей.  

Не вызывает ли у вас отвращение мысль о «прошении прощения РЗЦ перед МП»? В чем, интересно, виновата РЗЦ перед,  по сей день, не принесшей раскаяния перед всей Россией МП за ее страшные грехи? Не за то ли хотя бы, что РЗЦ знала и знает, что КГБ не могло и не имело какое либо право назначать только ею же отобранных своих епископов и самого патриарха? Где тут каноничность,  и какая может быть на них благодать???  Подумайте о сонмах  наших простых русских батюшек, кот. живьем закапывали, предавали страшным пыткам. Они не находились, как мы – за рубежом, а именно в лапах тех, последователи которых, теперь имеют наглость твердить, что они «спасали Церковь…». Это же предательство всех их! Сколько было умученных монахинь, сколько тех, кот. пытались защищать храмы от поругания, грабежа и, просто, уничтожения  - простых русских людей, теперь среди прочих Новомучеников в Царствии Божьем пребывающих….? Вас не коробит, что вместо раскаяния, МП горделиво твердит о «спасении ею Церкви»?

Ну, а как в отношении безобразия, уже в наши дни и на наших глазах совершающихся,  к примеру,  в отношении наших Святых Мест на Святой Земле, как и повсюду – в целом мире? Забыть вы этого, просто, не можете, т.к. не смотря на все предлагаемые «калачи», это чисто по-большевицки – «по праву сильного»  и по сей день продолжается твориться?

Пойди вы на такой шаг, скажите – как смогли бы мы тогда, после этого, относиться к вам как прежде? На какой компромисс с совестью толкнули бы вы – наши пастыри – нас, предлагая нам следовать за теми, кот. мирское благополучие, значение в мире и т.д. дороже следования за Христом? Ведь это вы учили нас словам Спасителя: «Возьми свой крест и следуй за Мною»???

Дорогие наши пастыри, еще не поздно. Мы – миряне – очень, очень просим вас вспомнить сказанное в Евангелии от Иоанна, в гл.21, ст. 15-17. В них Спаситель поручает Апостолу Петру пасти стадо Его. Призадумайтесь,  настойчиво просим  вас – не относится ли это к моментам, когда стадо может находиться в опасности, не физической, а духовной? Вы и есть «пастыри наши», т.е. пастыри стада вам врученного самим Христом и это вам придется давать за него ответ Спасителю. Тут невольно вспоминается сказанное о «жернове на шее соблазняющего одного из малых сих». Не являются ли все приходы «малыми сими»? Вы не можете не знать, кем были хотя бы те, кто теперь составляет Синод МП и  им  вы нас – т.е. Церковь всю могли бы отдать? Церковь, которая и по сей день в России, да и в самой МП является не только духовным авторитетом, но и мешающим МП  молчаливым упреком.

Что в России люди ходят в храмы МП, с радостью и благодарностью за то, что теперь на это косо не смотрят, что креститься, венчаться и т.д. не несет за собой опасности доноса – совершенно понятно и, можно надеяться, что за это никто не посмеет их упрекнуть. Ведь они, в большинстве своем, действительно, иного не знают, просто не могут знать и как на детях, вины нет на них никакой. А, вот, на нас??? Мы то все отлично знаем, осведомлены широко и имеем полную свободу выбора, но и ответственность за этот выбор!

Печально видеть, как многие стали покидать приходы  под Синодом Вл. Лавра – кто куда, чтобы избежать навязываемого им подчинения или сослужения с не каноничной, не раскаявшейся и грешной МП. Ведь Церковь наша, особенно в разбросанном зарубежье  - это как бы наша мать. Может - ослабевшая, после долгих лет трудного, в тяжелых условиях, существования и  сейчас в опасности находящаяся. Что же – дозволительно ли нам, чадам Ее, спокойно ожидать Ее кончины, или  обязаны мы помочь встать Ей на ноги, поддержать Ее, в особенности, если ей грозит опасность падения, как и положено детям? Ведь, если грозит падение, то, оставаясь в стороне, в бездействии, Она и упадет.

Дерзаю просить вас, наши дорогие пастыри, общими силами, все вместе и каждый в отдельности взвесить все сказанное и, не теряя далее времени, а его мало осталось, смело высказывать ваш протест и ваше нежелание подчиняться таким приказам,  которые дают явно запутавшиеся иерархи. Не надо всем нам забывать, что в течение всей Истории Церкви, все ошибки, разные стремления к унии и т.д., иконоборчество и пр.  – все  творилось руками именно высшей иерархии. Они тоже люди, способные и ошибаться и грешить.

Да укрепит и поможет вам Господь, да благословит вас на защиту всех нас – стада, за кот. вы ответственны.

               * * *

              A VOICE  AGAINST

Sergej and Valeria Chernjavsky
 

With the  imminent approach of the All-Diaspora Council, it is of vital importance for all  members of ROCOR (Russian Orthodox Church Outside of Russia) to voice frankly  and forcefully their opinion of the developing close relationship of our church  with the MP (Moscow Patriarchate). It is important to do it now, before it is  too late. We don’t have to resort to vituperative language or insult people with  an opposite view, while supporting our position with incontrovertible facts, but  we have to speak up!

Bearing in  mind all of the above statements we are presenting our position on this problem,  as follows. Among the  supporters of the unification of ROCOR with the MP, there exists an opinion that  people who reject this relationship are basin their opposition on purely  political grounds, not recognizing the many changes that took place in Russia  after the fall of the communist regime. It seems to us that such a view is completely erroneous. It is impossible to deny many changes for the better: the building of new churches, the influx of  new church members, the formation of new parishes, etc. This should give us  cause for rejoicing and should be encouraged by us as much as possible. However,  this does not mean that we should submit to the authority of the MP. For us, as  for many others who share our opinion, the main reason for objecting to a union  with the MP or even of eucharistic communion with it, is the desire to preserve  the moral and spiritual purity and sanctity of our Church.

Our  Church has not been tainted by Sergianism or ecumenism. The Lord preserved us  from Sergianism by enabling our hierarchs to leave Russia during the Russian  revolution and leading them to distant lands where they were free to worship  without government interference. However, ecumenism could be as much of a  temptation for our hierarchs as it was for the hierarchs of the MP. Our Church  firmly rejected it, even though ecumenism could offer us certain advantages. On  the other hand, the MP has totally embraced it under pressure from the  government, which was interested in participating in all activities of the  Western world and thus spreading its influence. This began under communism and  continues to this day. There can be only two reasons for this – either the MP is  forced by the government to continue its participation in ecumenism, or the MP does it of its own volition. In either case, this testifies to the fact that the  MP hierarchs are breaking church laws by taking part in an activity considered  heretical by the Church.

According to the latest  information, participation by the MP in ecumenical activities is not declining,  but increasing. At the recent WCC General Assembly in Portu-Alegry, Brazil, it  was represented by more than 20 delegates!

A lot has been written  about Sergianism. The tremendous damage it has done to the Russian Orthodox  believers, both clergy and laymen, and to the Church in Russia itself is common  knowledge. It is difficult to judge those, who, under threat of execution, have  been forced by the godless government to make concessions and agree to  compromises. However, there is no reason now to continue down this path. To  revere Patriarch Sergius and to consider him the savior of the Church is an  insult to the memory of all the martyrs who were victims of his policy of  collaboration with the communist government. The Church is saved by the grace of  God, the prayers of the righteous and the blood of martyrs , not by compromises  of hierarchs who caved  under  pressure from the government. Today, when the MP is no longer in danger of  repression from the government, it should openly denounce and renounce  Sergianism and everything it represents. However, this is not happening due to  the fact that the ruling hierarchs of the MP – with the Patriarch Alexis II at  the head – are spiritual heirs of Patriarch Sergius. Many of them – including  Patriarch Alexis – have been faithful agents of the KGB (for which they have  been decorated with citations) and are more interested in serving the government  than the Church. What can one say about a Patriarch who congratulates communist Vietnam on its victory over the US?

Some time ago  the MP has announced a new church policy of not obeying government decrees if  they conflict with church teachings, but up to this moment there have not been  any instances of church criticism of government policies and it is highly  unlikely that there will be any in the future. Since Russia’s President Putin is  strengthening his position and grabbing more and more power, it seems very  possible that he will be at the helm of his country for a long time, or will  turn the reins over to his hand-picked successor.

It is very likely that  Russia will become a dictatorship; it will probably not be as ruthless as  communism, but any dictatorship is known for its ability to get what it wants  from its subjects. This includes the Church, which will be forced to submit to  the will of the government, even if it goes against its  principles.

The Lord has  granted our Church (ROCOR) a great blessing – spiritual independence. Being  scattered all over the world, our Church was not under the guidance or pressure  from any government. All that was required was observance of the civil laws of  the various countries where ROCOR is located. This independence will be lost if  ROCOR unites with the MP or even only enters into eucharistic communion with it.  The Patriarch has a higher rank than a metropolitan, and a metropolitan cannot  refuse to obey a ruling by the patriarch. This situation can lead to ROCOR  becoming a tool of Russian foreign policy through the decrees of the  Patriarch.

It is  possible to be a Russian patriot, to wholeheartedly love Russia and to refuse to  unite with the MP or have any dealings with it. One must pray for Russia, help  the Russian people, help them build churches (if there is an opportunity to do  so), help deserving MP clergy and do everything possible to encourage spiritual  rebirth of Russia, BUT NOT GIVE AWAY OUR TREASURE – OUR CHURCH! This treasure  has to be guarded till the day when Russia becomes truly free, without any  vestiges of communism (Sergianism, ecumenism, serving the KGB), and only then  should it be offered to the Russian people without any strings attached (such as separate administration, property, etc).

This, in short, is our view of the current situation. It is imperative  that the people, to whom the future of our Church is of the utmost importance,  voice their opinions, and it is hoped that our clergy will pay attention to  them.

* * *

ГОЛОС  ПРОТИВ

С.  и В. Чернявские

С приближением Всезарубежного Собора необходимо всем кровно-заинтересованным в судьбе нашей Зарубежной Церкви  (а таким образом и в нашей судьбе),  откровенно высказывать своё отношение к животрепещущему вопросу о  взаимоотношениях нашей Церкви с Московской Патриархией. Надо сделать это сейчас,  а не задним числом ломать руки. Не надо друг друга оскорблять, но надо  обязательно  настойчиво отстаивать свою точку зрения, пока не  поздно.

Исходя из этого положения, ниже мы излагаем наши взгляды на существующую  проблему.

Среди сторонников соединения существует мнение,   что люди, отвергающие  желательность соединения с МП основывают своё сопротивление на политической  почве, не признавая перемен, происходящих в России со времён крушения  коммунистического строя. Думаем, что такое мнение по этому вопросу ошибочно.  Отрицать большие перемены к лучшему - строительство церквей, возвращение многих  к церкви, открытие новых приходов- совершенно невозможно. Этому надо всем нам  радоваться и это надо поощрять. Это, однако, не значит, что нам надо признавать  авторитет Московской Патриархии. Для нас, да и для многих наших  единомышленников, вопрос о присоединении к Московской Патриархии или даже о  евхаристическом  общении с ней-  вопрос чисто духовный,  вопрос о  сохранении моральной и духовной чистоты нашей  Церкви.

Наша Церковь не запятнана сергианством и экуменизмом. От сергианства нас  уберёг Господь, способствуя выезду наших иерархов заграницу во время революции,  но экуменизм мог их соблазнить в такой-же мере, как он соблазнил МП. Наши  иерархи экуменизм решительно отвергли, несмотря на то, что он мог дать нашей  Церкви некоторые выгоды. МП полностью его поддержала под давлением гражданской  власти, заинтересованной в том, чтобы принимать участие во всех мероприятиях западного мира, и таким образом распространить на него своё влияние. Это началось ещё при коммунизме и продолжается до сегодняшнего дня. Этому могут быть  только две причины- МП участвовать в экуменизме заставляет правительство или она  стремится к этому сама. В том или ином случае это свидетельствует о том, что  правящие иерархи МП, принимая участие в деятельности, считающейся Церковью  ересью, пренебрегают церковными законами, запрещающими им это  делать.

По последним сведениям, экуменическая деятельность МП не сокращается, а  увеличивается. На февральский (2006го года) съезд Всемирного Совета Церквей в  Порту Алегри (Бразилия) МП послала более 20ти делегатов!

О сергианстве очень много написано. Мы думаем, что всем известно, сколько  горя и вреда оно принесло русской Православной Церкви, духовенству и верующим  мирянам. Трудно осуждать тех, которые под угрозой смерти шли на компромиссы с  властью, но теперь нет никаких причин продолжать идти по прошлому пути.  Поклонение патриарху Сергию, как подвижнику, спасшему Церковь- оскорбление  памяти всех мучеников, пострадавших в результате его соглашения с советской  властью. Церковь спасается милостью Божией и кровью мучеников, а не  компромиссами иерархов, поддающихся давлению гражданских властей. Теперь, когда  МП не грозят репрессии со стороны власти, МП должна была-бы открыто отвергнуть  сергианизм и всё связанное с ним. Однако, это не происходит из-за того, что  иерархи церкви, во главе с Патриархом Алексеем II,  являются духовными потомками Патриарха Сергия. Многие из них включая Патриарха  Алексея II) в прошлом- заслуженные агенты КГБ и в большей мере служат  правительству, чем церкви. Что можно сказать о Патриархе, поздравляющем  коммунистический Вьетнам с победой над Америкой?

Некоторое время тому назад МП объявила о том, что церковь и её паства  должны руководствоваться духовными устоями Православия, и в некоторых случаях не  повиноваться государственным распоряжениям, если они идут в разрез с их  принципами. Однако, с тех пор не было ни одного случая, при котором церковные  власти высказали-бы какую-либо критику государственных властей, и вряд-ли это  будет в будущем. Так как Путин всё крепче и крепче захватывает власть в свои  руки и, возможно, останется надолго во главе государства, или передаст её своему преемнику-единомышленнику, то весьма возможно, что в России опять установится  диктатура. Она может быть будет не такая жестокая, как коммунизм, но диктатура  славится тем, что от всех своих подчинённых добивается выполнения своих  требований. Это включает Церковь, которая вынуждена будет исполнять волю  правительства, даже если это будет идти в разрез с её принципами. Господь послал  нашей Церкви великий дар- духовную независимость от гражданских властей. Будучи  разбросанной по всему миру, наша Церковь не была под ведением или давлением  какого-либо правительства.

От нашей церкви требовалось только соблюдение  гражданских законов. Эта независимость будет потеряна при соединении или даже  евхаристическом общении с МП. Патриарх по старшинству выше митрополита и  митрополит не может отказать патриарху в исполнении его распоряжений.Это может  повести к использованию нашей Церкви для достижения политических целей русского првительства при помощи распоряжений Патриарха.

Можно быть русским патриотом, всем сердцем любить Россию и не желать  общаться или соединиться с Московской Патриархией. Нужно молиться за Россию,  помогать русским людям, помогать им в их строительстве храмов (если у нас есть  такая возможность), помогать достойным священникам из МП, делать всё возможное,  чтобы помочь возрождению России, но не отдавать МП наше сокровище- нашу Церковь.  Этот клад надо беречь до того дня, когда Россия станет действительно свободной,  когда МП очистится от своих коммунистических пережитков (сергианства, служения  КГБ и т.д.) и тогда соединиться с Русской Церковью безо всяких оговорок  (отдельные администрация, имущество и т.д.).

Вот вкратце наш взгляд на существующее положение. Желательно, что-бы все  люди, которым дорога наша Церковь, открыто выражали своё мнение по поводу её  сближения с Московской Патриархией, и что-бы наше духовенство к ним  прислушивалось.

* * *

ДЕЯНИЯ ВТОРОГО ВСЕЗАРУБЕЖНОГО СОБОРА РПЦЗ в 1938 г. (Продолжение)

                                                                           

                                                              

 

                                                  (Продолжение следует)

* * *

METROPOLITAN ANTHONY BLOOM.

Dr. Vladimir Moss

I was not as close to Metropolitan Anthony as my wife, but for a time I was his spiritual son and enjoyed his confidence. Once, I think it was in 1975, I asked him why a group of Italian parishes in Sardinia which had joined the Moscow Patriarchate and come under the jurisdiction of Metropolitan Anthony had left our jurisdiction. My wife's son-in-law had visited them at Metropolitan Anthony's request and had witnessed to their great zeal for the faith, so I was puzzled. Metropolitan Anthony explained that he had received a phone call from Metropolitan Juvenaly of Tula. (Others have witnessed that Metropolitan Anthony seemed to be afraid of Metropolitan Juvenaly, who sometimes visited London.) Juvenaly said that the MP was conducting negotiations with the Vatican over the uniate question in the Ukraine, and the Pope had laid it down as a condition of the success of the negotiations that that there should be no Italian convert parishes of the MP in Italy. So Metropolitan Anthony was requested to "drop" the Italian parishes - which he did, although he admitted he was not happy about it.

The story alarmed me. After all, I thought, suppose the Anglican church put the same kind of pressure on the MP as the Pope had done, and insisted that as a condition of the success of some kind of negotiations there should be no English convert parishes of the MP in England. Would Metropolitan Anthony "drop" us as he had "dropped" the Italians?

After their expulsion from the MP, the Italian parishes under Metropolitan Giovanni joined the Nestorians for a short time, then tried to join the Matthewites, but were not accepted, and are now with the Cyprianites...

* * *

Don't listen to those without love!

Eugenia Richard

What is Orthodoxy without Christianity? What is blind obedience without love? What is martyrdom without charity? Orthodoxy disciplines the body, mind and soul to think, feel and do everything out of love, for that is the Lord God’s commandment – to love. If one loves, one does not hurt, destroy or envy one’s neighbor. If one fulfills that sole commandment – to love, it automatically covers all the ten commandments of the Old Testament and reforms the nature of a Christian into a person of integrity, truthfulness, generosity, and possessing all the good personality traits one can have – all out of love. One is filled with the desire to be truthful, generous, kind and charitable. One does not calumniate, judge, slander or strive for personal ambition to gratify one’s pride. One does not use flattery or deceipt in dealing with one’s brother. One does not seek to falsely accuse or to seize a brother’s house or possessions out of greed. One does not put on the robes of a clergyman and as a wolf in sheep’s clothing use mind control and the stick of obedience to force one’s brother to demonstrate loyalty to the hireling, against one’s own conscience, which is the voice of God within each one of us. Indeed, in these evil times, there are almost no true shepherds left, who will care for the sheep’s souls to find salvation. There are evil, mediocre men who use the church to fulfill their own sinful ambitions. They demand blind obedience from their followers. They are the blind leading the blind, for our Lord and God said Himself that we should be rational sheep and beware of hirelings. He told us to know His voice (the voice of our conscience and His words which He spoke to us through the New Testament). He warned us that mother would turn against daughter and many children would have their parents put to death. He brought us the sword of truth and the breastplate of righteousness. In the Old Testament He taught us to honor our parents. But in the New Testament He commanded us first to love Him, and secondly, to love each other. For when we love our parents, we will honor them. But he warned us that if we love our parents or sons or daughters or any other human more than Him, we are not worthy of Him. You will have no idols before me, He said in the Old Testament. He had not told us to be blind, obedient, disregard our conscience, to obey our parents as if they were He, even if our parents are not Godly people. Blessed are the children who are born to Godly parents, whom they obey and are trained to be obedient to God. Indeed, St. Barbara was put to death by her ungodly father, whom, had she obeyed, she would have put him before God. Trust ye not in princes, in the sons of men, for in them there is no salvation. Call not any man father, for your Father is in the heavens. One must wisely understand that when He said He had not come to destroy the law (Old Testament law) but to fulfill it – for love, His Love, which comes only from Him, fulfills every one of His laws. The parable of the ten virgins, as Archbishop John of San Francisco loved to explain, tells us that although virginity was held as a virtue, five of these maidens did not enter the bridal chamber because their lamps had no oil. What is that oil – it is the grace one acquires from love. For love is that very same charity (as is translated in the King James version) without which every act, even unto martyrdom is nothing. Likewise, blind obedience, particularly in these last days when there are no longer elders who possessed gifts of the Holy Spirit, is like the virginity of the maidens, which in and of itself did not get them into the kingdom of heaven. The hirelings, who ambitiously attempt to use obedience, when they themselves  have not ever been under obedience and lack the spiritual experience and integrity to shepherd a flock, will be known by their fruits and will destroy the integrity of their little ones. They will know you are Christians by the love you have one for the other, not by your robes or your titles. According to the ideology (heresy) of the infamous “monastery” in Boston, obedience was misused by the leaders to force followers to do reprehensible acts, and train the voice of the conscience to be silenced. The result was spiritual disaster for the followers of the cult, for they replaced God himself with the human to whom they completely submitted their will. And we know that every human is fallen – indeed, we are not Roman Catholics, because we do not accept the infallibility of any human being. Yes, holy obedience, in a healthy, normal context which has as its basis the complete, genuine, sincere love for one’s brother and a complete commitment to his salvation, was practiced throughout the Christian age, and did yield generous fruit. But the difference between that obedience and the obedience sometimes demanded in our evil times, was that the elder possessed the necessary gifts of discernment, integrity and sufficient clairvoyance in order to work with God in holy synergy toward the salvation of his flock. Those elders in our times who hold higher their personal ambitions, with complete disregard for the demise of their flock, and hide behind Orthodoxy, because it gives them certain powers are the very hirelings about whom Our Lord warned us. Orthodoxy contains the fullness of the teaching of the Lord. It is precisely that full teaching and training of the heart which is indispensable. Child, give me your heart, He asked. But how often did He speak about the Pharisees, who washed every cup and fulfilled every letter of the law, but were a barren desert, full of pride in their hearts? He was, in the same way telling us, who preoccupy ourselves with the externals of the faith and pay less attention to the content of our hearts and consciences. For Christianity transforms a human into a person of integrity, and in rare cases, of gifts of the Holy Spirit. For St. Seraphim of Sarov told Motovilov, and all of us that the purpose of the Christian life is to acquire the Grace of the Holy Spirit – that is the hypostasis of God Himself, sent by the Father to be with us after His Son ascended into the heavens. The church sings God is with us – and He is. But He dwells among us and fills all things invisibly. We must have eyes to see Him – these are the eyes of the soul, and those eyes can only see when there is integrity, when there is not a blindness caused by hardness of heart, malice, envy, deceipt, greed, rage, ambition and every other darkness which shrouds the heart making it impossible for the light to shine in. Any man who will willfully cause the spiritual ruin of his fellow man – he too is blind. Any man who will force anyone to act against their conscience and hurt someone or themselves – he too is blind. And anyone who is blind of heart does not see God. They will say at the judgement, but Lord, how many times did we sing and call out Your name – we know, from the holy scripture that He answers – depart from Me, ye doers of iniquity, I know you not. There is that message again – that same message as from the parable of the virgins – that to merely fulfill the outward expressions, without engaging the heart, does not automatically capture the reward. For there is no magic formula to salvation – even the apostles asked the Lord, then who among us can be saved. And He told them and us, with men it is impossible, but with God all things are possible.

* * *

The true Orthodoxy of Saints Benedict and Seraphim of Sarov

Fr. Dr. Photios+ (W)

The purpose of earthly life is the acquisition of the Holy Spirit.

St. Seraphim of Sarov[1]

In 1804 the Saint was attacked by robbers and beaten almost to death. The Mother of God appeared to him in his affliction, together with the Apostles Peter and John the Theologian, saying of him: ‘This is one of our kind.’  After this attack he was bent over and walked always with a staff.

Now the Saint undertook yet greater struggles.  Returning to his forest desert, he undertook an exploit like that of the ancient pillar saints of Syria: for a thousand days and nights he spent the greater part of his time kneeling on a stone not far from his cell, constantly calling out to God with the prayer of the publican: ‘O God, be merciful to me a sinner.’  Strengthened by divine grace for this humanly impossible task, he entered into open battle with the demons at this time, like St. Anthony  of old in the tombs; often he would see the demons, whom he could only describe as ‘foul.’  Father Seraphim Rose about Saint Seraphim of Sarov[2]

‘Where is he then?’ quoth God’s servant (note: Saint Benedict)

He answered that his body lay at the gate of the Abbey: to which place the man of God came with his monks, he kneeled down and lay upon the body of the little child, and rising, he held up his hands towards heaven, and said: ‘Behold not, O Lord, my sins, but the faith (emphasis supplied) of this man, that desireth to have his son raised to life, and restore that soul to the body, which thou hast taken away.’

He had scarce spoken these words, and behold the soul returned back again, and therewith the child’s body began to tremble in such sort that all which were present did behold it in a strange manner to pant and shake.  Then he took it by the hand and gave it to his father, but alive and in health…

Saint Gregory I (Dialogos), Pope of Rome (+604), Second Dialogue Life of St. Benedict)[3]

Saints Benedict (+543) and Seraphim of Sarov (+1833) are extraordinary spiritual vessels of Holy Orthodoxy.  Each struggled for the true Faith.  Both contributed to the Orthodox goal of deification in his own inimitable way.  They experienced the solitary spiritual life in the ‘desert,’ and had the gift of prophecy and miracle making.  Of course, these prophecies and miracles were God-given, not something they achieved on their own.  All grace is through our Lord and Saviour Jesus Christ.  Christ worked miracles through their individual efforts!

Each was a spiritual leader/elder/staretz, if you will; both were chosen by God to be beacons of His Light, spiritual sanctuaries for those who voluntarily chose Christ as their Saviour.  They provided hope and direction to those pilgrims struggling and suffering to find and remain on the Royal Path, the golden mean of true Orthodoxy.

One was from the so-called West: the other, the East.  But this is too simplistic because even the Christian West is from the Christian East.  Remember Jerusalem, Bethlehem, our Orthodox praying to the East, the monasticism (angelic life) deriving from Scripture and Christ’s example as practised in the East and as adopted and used in the West; and, above all, remember that our Lord and Saviour Jesus Christ is returning to us at Judgment Day from the East.  The Orthodox East is the Christian foundation for Orthodoxy in the West.  There is but one true Orthodoxy for both.  It cannot be any other way, so help us God:

Jesus Christ, Son of God, have mercy on us sinners!

Both saints are considered by all fair-minded members of the Royal Priesthood (laity, priests, monks, bishops, other clerics), i.e., all true Orthodox, to be true Orthodox Christian saints.  St. Seraphim of Sarov is probably the greatest of the wonderful Russian saints, and Saint Benedict one of the finest and most practically-minded saints of the true Church.  Both are completely Orthodox.  Their eastern and western origins are of no spiritual significance.  Saint Benedict’s wonderful Rule owes its derivation to the spiritually rich Orthodoxy of the Christian Desert East.

Those who only connect Saint Benedict to the heretical Roman Catholic papacy do him a spiritual disservice.  By doing so, they impliedly, at the very least, suggest that he would not have stood shoulder – to-shoulder spiritually with the Fathers of the Undivided Pre-Schism Orthodox Church.  Nonsense!  He was the epitome of Orthodox spirituality.  His Rule had tremendous spiritual and practical application in true Orthodoxy.  He was a Pre-Schism Orthodox Father of the caliber of Saints Pachomius of Egypt (+346), the founder of coenibitic monasticism, Basil the Great (+379), whose Shorter and Longer Rules so greatly influenced and directed the angelic (monastic) life in both the East and West, and John Cassian (+435), whose Conferences and Institutes so influenced him that he required them to be read in his Rule.

Both saints were spiritual warriors for Christ.  Saint Benedict’s Rule involves a seeker of Christ renouncing his own will and arming himself with weapons of obedience to aid in engaging the enemy, the Old Man, in unseen warfare.  His Rule and spiritual approach are as holy and Orthodox as those in the classic Unseen Warfare edited by St. Nicodemus (+1809) of the Holy Mountain (Mt. Athos) and as revised by the Blessed Theophan the Recluse (+1894).[4]

Spiritual warfare is absolutely essential.  We must engage in spiritual warfare if we are to achieve Deification in God’s energies.  Obviously, we can never achieve Deification in His essence.  We cannot become God, but we can become Godlike in our conduct.  Saint Nicodemus states the “most trustworthy and unconquerable” invisible weapons we must arm ourselves with are:(a) never rely on yourself in anything; (b) bear always in your heart a perfect and all-daring trust in God alone; (c) strive without ceasing; and (d) remain constantly in prayer.[5]

Saint Benedict’s spiritual warfare and martyrdom in monasticism, including his tremendous influence upon ‘community monasticism,’ attest that he stands with all other true Orthodox saints, no matter their locality or ethnicity.  Orthodoxy knows no ‘political correctness’.  You are either Orthodox, or you’re not.  Simple as that.  Benedict was pure Orthodox as was Seraphim.  Clearly, with God’s grace, both achieved Deification, Christian Perfection in God’s energies, which in St. Nicodemus’ explanation is “I will tell you plainly; the greatest and most perfect thing a man may desire to attain is to come near to God and dwell in union with Him.”[6]  Obviously, this applies to everyone, man and woman alike!

What is required from the Christian ‘volunteer,’ for Christ does not compel anyone to follow Him, is utter humility, renouncing our own wills, accepting and obeying God’s instead:

Therefore, to reach your desired aim, it is first necessary to stifle your own wills and finally to extinguish and kill them altogether.  And in order to succeed in this, you must constantly oppose all evil in yourself and urge yourself towards good.  In other words, you must ceaselessly fight against yourself and everything that panders to your own wills, that incites and supports them.  So prepare for this struggle and this warfare and know that the crowning attainment of your desired aim – is given to none except to the valiant among warriors and wrestlers (all emphases supplied),[7]

The holiness that Saints Benedict and Seraphim of Sarov, as well as all other holy Christian saints acquire is not through their own strengths but by the grace of Christ.  The more contemporary highly-revered Russian Orthodox Saint John of Kronstadt (+1907) points out the critical significance of this spiritual fact in the first paragraph of his chapter “The Nature of the Spiritual Warfare”.[8]

What is the Grace of God?

It is the blessed power of God, given to the man who believes and has been baptised in the name of Jesus Christ – the power that cleanses, hallows, enlightens, that helps us do good, and withdraws us from evil, that comforts and encourages us in misfortunes, sorrows, and sickness, that is a pledge of everlasting blessings, prepared in heaven for the chosen of God.[9]

We, you and  I, need not be monastics to travel this arduous, yet thrillingly-rewarding path toward Christian Perfection; what, we Orthodox call, Deification.  Asceticism, involving struggle, is required both by those seeking martyrdom through monasticism and all other Orthodox Christians.  All of us must engage the enemy, the Old Man, Evil One, who sets traps, snares for us throughout our daily lives.  We must continually struggle.  It may seem very difficult, overwhelming perhaps at times, to us.  We ask ourselves “How can one person win this arduous spiritual battle?”  The answer for us is the same as for Saints Ambrose of Milan (+397), Basil the Great, John Cassian, John Chrysostom (+407), John of Kronstadt and Vincent of Lerins (+450) (to name just a few).  It is given to us by Christ as admirably stated by St. Anthony the Great (+356):

I saw the snares that the enemy spreads out over the world and I said groaning.  ‘What can get me through such snares?’  Then I heard a voice saying to me, ‘Humility’ (emphasis supplied).[10]

According to Elder Herman of Mt. Athos, humility is the one virtue capable of saving us:

Humility is the only thing we need; one can still fall having virtues other than humility – but with humility one does not fall (all emphases supplied).[11]

It is clear that Saints Benedict and Seraphim of Sarov were, plain and simply, absolutely true Orthodox, witnessing for Christ through their respective Elderships and deriving their grace from Christianity’s faith fountain – humility.  Remember that although we have spoken of them in the past tense, that is not true spiritually.  They live in the Church Triumphant and stand ready to ‘take our prayers’ on behalf of our Lord and Saviour Jesus Christ as does Christ Himself for our direct prayers.  Our own paths need not take the route of voluntary monasticism.  Remember God loves the family.  But also never forget that true Orthodoxy expects and requires our humility in seeking Christian Perfection.  Humility is enough, but do we have it in us?

+In the name of the Father, and of the Son, and of the Holy Spirit.  Amen.

* * *

[1] See citation by I.M. Kontzevitch, The Acquisition of the Holy Spirit, St. Herman of Alaska Brotherhood, Platina, CA, 1996, p. 80.

[2] See Little Russian Philokalia Vol. I St. Seraphim  Spiritual Instructions (Fourth Edition), Introduction, St. Herman of Alaska Brotherhood, 1996, pp. 15-16.

3] See pp. 22-23 of 27 at http://www.fordham.edu/halsall/basis/g1-benedict1.html.

[4] Translated by E. Kadloubovsky & G.E.H. Palmer, St. Vladimir’s Seminary Press, Crestwood, New York, 2000.

[5] Ibid., p. 81.

[6] Id., p. 77.

[7] Id., p. 80.

[8] See Father John of Kronstadt (ed./introduction by W. Jardine Grisbrooke), SPIRITUAL COUNSELS: Selected Passages from ‘My Life in Christ’, Section 8, Chapter 1, p. 133.

[9] Ibid., p. 137.

[10] Sayings of the Fathers, p. 8 at http://landru.i-link-2.net/shnyves/sayings.html

[11] Ibid., pp. 13-14.

* * *

Крушение православия в Англии. *)

Др. В. Мосс

Предисловие переводчика

Английский писатель и богослов Гилберт Честертон писал (в очерке под названием „Что могло бы быть"): „Показателем культуры и широты мышления человека является отношение его к вещам небывшим и событиям неслучившимся. Особенно это касается историков. Это экзамен на обладание ими истинным чувством Истории... Именно понимание вещей неслучившихся расширяет кругозор... Есть историки, которые никогда и не слыхали о событиях небывших. Таковые не выдержали экзамена. Под событиями неслучившимися я подразумеваю события, которые едва не произошли. Я не имею в виду легенды и сказки. Я имею в виду то, что могло бы быть, но по каким-то причинам не состоялось. Я имею в виду альтернативную историю Англии или Франции, или Римской империи".

Или России — прибавим мы. Ибо если бы события, изложенные в труде доктора Владимира Мосса, пошли иным путем, т. е. если бы Вильгельм Завоеватель потерпел поражение в битве при Гастингсе, то не разрушился бы единый, хотя и многоязычный, этнос Северо-Западной Европы, включающий Скандинавию (особенно Норвегию), Британские о-ва и Новгородскую Русь. Насколько тесными были отношения в этом регионе, показывают родственные связи английских, скандинавских и русских царствующих фамилий; показывают пути христианизации, идущие с Британских о-вов в Скандинавию и Северо-Западную Русь (в частности, Приладожье) и многое другое. Если бы этот этнос не был разрушен, то не произошло бы такого духовно-культурного расслоения между Востоком и Западом с вредом для обоих. Россия не оказалась бы в том положении, которое охарактеризовал император Александр III: „У нас нет союзников"; Англия не интриговала бы „успешно" против России на всем протяжении истории только для того, чтобы лишиться своих владений. Невозможны были бы и нынешние крушение и расчленение России, к осуществлению которых приложила руку и Англия (в числе прочих западных держав) только для того, чтобы, по словам Ивана Ильина, лишить и Россию и Англию плодов победы во 2-й мировой войне. Однако, по словам того же Ильина, Англия первой из западных держав очнется от гипноза, ведущего и ее и Россию к гибели, и кто знает, возможно, в какой-то мере духовный, религиозный и политический союз, существовавший до битвы при Гастингсе, будет восстановлен, отодвинув еще на некоторое время уже приблизившийся конец света.

Священник Стефан Красовицкий

* * *

В 1997 году англоязычные христиане отмечали весьма важную дату. 1400 лет тому назад в день Рождества Христова король Кента Этельберт и 10000 его подданных были крещены в реке Свэйл святителем Августином, первым архиепископом Кентерберийским, 1) учеником святого Григория Двоеслова, Папы Римского. Это крещение, во многом напоминающее крещение русского народа святым Владимиром, имело не меньшее значение для народов Запада, чем крещение Киевской Руси для народов Востока. 2)

Семя, посеянное св. Августином, принесло богатые плоды. Прибывшие из Рима монахи начали миссионерскую деятельность с Запада и Востока, ирландские монахи — с севера и юга. Они быстро завершили христианизацию язычников англов и саксов.

В день Святой Пасхи в 627 году святой Павлин, член Римской Миссии, крестил в Йорке короля Эдвина, ставшего первым христианским королем Нортумбрии и впоследствии принявшего мученическую смерть за Христа. Вслед за этим было совершено массовое крещение в реке, также носившей название Свэйл. В 664 году на Синоде в Уитби, после дискуссии с западными кельтскими христианами, была окончательно определена правильная дата празднования Святой Пасхи. А в 681 году на Соборе в Хатфилде, в котором под председательством св. Феодора „Грека" приняли участие несколько святых иерархов английского происхождения, Единая Английская церковь единодушно осудила ересь монофелитов и поддержала учение первых шести Вселенских Соборов, восстановив таким образом статус Британских островов в границах „Романитас", или „Rwmeiosunh", т.е. Православной Римской империи, культурной и политической столицей которой был в то время Новый Рим — Константинополь. 3)

200 лет спустя после крещения в реке Свэйл английские миссионеры обратили в христианство Голландию и Германию. А еще сто лет спустя, при короле Альфреде Великом, оправившись от нашествия викингов, английские миссионеры приступили к христианизации самих завоевателей. Еще через 100 лет англичане приступили к христианизации Норвегии и Швеции.

К середине II века при святом благоверном короле Эдуарде Исповеднике Английское православное королевство достигло зенита своего расцвета. На население в 1,5 млн. человек приходилось по меньшей мере 10000 храмов. 4) Влияние христианской Англии простиралось от Норвегии (где сын Английской церкви король Олаф — „Покровитель Норвегии", принял в 1030 году мученичество за Христа) до Эфеса (где в результате видения королю Эдуарду была обнаружена пещера Семи Спящих Отроков); 5) от Новгорода (где благочестиво правила дочь Английской церкви шведская принцесса святая Анна Новгородская) до Рима (где целый квартал был назван „Иль Борго Саксоно" в честь английских паломников, останавливавшихся в этом квартале). 6) Через одно поколение, однако, вся эта величественная духовная постройка лежала в развалинах в результате Нормандского нашествия 1066 года. Последний православный король был убит; его тело было разрублено на части торжествующими нормандцами, а душа „анафемствована" Папой. Храмы были разрушены; святыни поруганы и сожжены; английские епископы заменены французскими католиками; литургическая практика, все церковные и культурные традиции были уничтожены; даже английский язык был запрещен и заменен французским. 7) Земли крестьян были опустошены и конфискованы. Священников заставили развестись со своими женами, которые вместе с детьми вынуждены были просить подаяние. Каждый из пяти англичан был убит. Каждый из ста (включая цвет аристократии) эмигрировал — главным образом в Константинополь, Киев и Крым, где была основана колония „Новая Англия" за 500 лет до прибытия в Америку корабля „Мэйфлауэр" (т.е. до возникновения на американском континенте колонии с таким же названием, послужившей основой для создания Соединенных Штатов Америки. — Прим. пер.).

Как могла произойти эта трагедия, не имеющая до той поры прецедента в европейской истории? Причины крушения православия в Англии, как и причины всех исторических катастроф сложны и многообразны. Историки обычно концентрируют свое внимание на социально-политических факторах и в общем дают положительную оценку этой трагедии, представляя ее как уход Англии от „отсталой", „темных веков" страны (т. е. Англии Православной) и включение ее в общее русло развития „прогрессивной", „просвещенной" (т. е. папистской и протестантской) западноевропейской цивилизации. И только в последнее время стали проясняться духовные масштабы трагедии: религия и культура целого народа преданы были насильственной смерти, ибо, как сказал один историк, „в результате только одного дня битвы (14 октября 1066 г.) Англия получила новую королевскую династию, новую аристократию, практически новую церковь, новое искусство, новую архитектуру и новый язык". 8)

Смерть является платой за грех; и смерть Православной Англии не является исключением из этого правила. Скольжение в пропасть началось в конце X века после мученической кончины короля Эдуарда (+979). Уже тогда святитель Данстан, архиепископ Кентерберийский, пророчествовал гибель страны, пролившей кровь Помазанника Божия. Его преемнику, сводному брату королю Этельреду („Неготовому"), пришлось пережить как предательство собственных подданных, так и нашествие язычников-датчан. В результате в 1013 году он вынужден был бежать из страны. Впоследствии ему было позволено вернуться на условиях, ограничивающих его самодержавие (аналогично тому, как это произошло в России в 1905 году). Затем после краткого периода правления христианских королей-датчан (1016-1042) на трон взошел вернувшийся из изгнания святой Эдуард Исповедник; и ему пришлось бороться с восстанием могущественных графов на севере и на юге.

Правление св. Эдуарда принесло мир и процветание, но одновременно характеризовалось резким упадком нравственности в народе. Так, например, Эдмер Кентерберийский писал незадолго до вторжения Вильгельма Завоевателя о монахах храма Христа в Кентербери, что они живут „в пышности, какая только возможна в мире, в золоте и серебре и изысканных одеждах; спят на ложах под роскошными балдахинами; имеют всевозможные музыкальные инструменты, на которых любят играть; имеют лошадей, собак и ястребов, с которыми выезжают на охоту; в общем, живут, скорее, как графы, а не как монахи". 9)

„За несколько лет до нашествия нормандцев, — писал англо-ирландский историк Уильям Малсбери,— любовь к литературе и религии пришла в упадок. Малообразованные клирики с трудом и запинанием произносили слова священных молитв; человек, знающий грамматику, был предметом всеобщего удивления. Монахи пренебрегали уставом, одеваясь в роскошные одежды и услаждаясь разнообразными и изысканными яствами. Знать, предаваясь роскоши и разврату, не ходила регулярно утром в церковь, как следует христианам, но только от случая к случаю приглашала на дом какого-нибудь священника, который торопливо совершал утреню и литургию для этой знати в перерывах между ласками их жен. Простые люди, не имеющие никакой защиты, становились жертвами людей знатных, которые увеличивали свои богатства, захватывая их имущества и земли и продавая их иностранцам (хотя по натуре своей эти люди, пожалуй, более были склонны присваивать все это себе). Пьяные оргии ночи напролет были делом обычным. Грехи, сопутствовавшие пьянству, расслабляли и душу и ум". 10)

Расплата за эти грехи была предсказана в видении умирающему королю Эдуарду в 1065 году. „Только что,— сказал он, — передо мной стояли два монаха, которых я когда-то хорошо знал в дни моей молодости в Нормандии, — люди большой святости, давно уже отошедшие от земных забот ко Господу. Они передали мне послание от Бога: „За то, что люди,— сказали они,— достигшие высочайшего положения в Английском королевстве, — графы, епископы, аббаты и члены священных орденов, являются не теми, за кого выдают себя, но, наоборот, являются слугами дьявола, за это Бог через один год и один день после твоей смерти предаст все это проклятое Богом королевство в руки врагов, и дьявол пройдет по этой земле огнем и мечом и всеми ужасами войны". „Тогда,— ответил я тем святым мужам,— я расскажу народу о Божием приговоре и люди покаются, и Бог помилует их, как пощадил Он ниневетян". „Нет,— ответили те святые мужи,— не покаются они; и Бог не помилует их..." 11)

Это пророчество исполнилось точно спустя год и один день после смерти короля Эдуарда 6 января 1067 года. В этот самый день состоялась коронация Вильгельма, герцога Нормандии, который стал первым католическим королем Англии. В последующие три с половиной года его армии опустошали Англию вдоль и поперек — антихрист пришел в Англию.

Если проклятие Богом грешного народа являлось глубинной причиной трагедии, то поверхностные причины следует искать в политике внешних врагов Англии, жаждущих власти,— в первую очередь герцога Вильгельма и Папы Римского. Герцог Вильгельм заявлял, что Английское королевство было завещано ему королем Эдуардом, который остался бездетным. И это завещание, как считал он, было подтверждено тремя событиями.

Первым было убийство в 1036 году в Гилфорде принца Альфреда, брата короля Эдуарда, вместе с двумястами его нормандскими воинами. Убийство совершил по указанию датского короля граф Годвин, отец короля, восшедшего на престол в 1066 году. 12)

Вторым событием была неожиданная смерть в 1057 году принца Эдуарда, сына короля Эдмунда Железнобокого и племянника короля Эдуарда Исповедника. После завоевания Англии датчанами в 1016 году его семья бежала сначала в Ладогу (имеется, вероятно, в виду крепость „Старая Ладога" на берегу Ладожского озера. - Прим. пер.) и Киев в России, 13) а затем в Венгрию. Когда члены Уитан (совет знатнейших представителей государства и Церкви) узнали, что Эдуард жив, они отправили в Венгрию посольство во главе с епископом Алдредом с целью пригласить принца вернуться в Англию. И несмотря на интриги германского императора, английский принц вступил на землю Англии 31 августа 1057 года. Трагедией явилось то, что он умер, не встретившись с королем. Английский народ вправе был подозревать предательство. „Нам неизвестно, как и почему было устроено так, чтобы он не мог увидеть родича короля Эдуарда",— констатирует Англосаксонская хроника. 13)

Третье событие произошло в 1064 году, когда сын графа Годвина Харольд потерпел кораблекрушение у северного берега Франции и был спасен от плена герцогом Вильгельмом. 15)

Вильгельм убедил его поклясться на ковчежце с мощами святых, что в случае смерти короля Эдуарда Харольд поддержит притязания Вильгельма на Английский трон. Харольд дал клятву, став в глазах нормандцев вассалом Вильгельма. „И тут же,— как повествует летопись,— дуб, под которым Харольд произнес клятву, засох от корня до макушки". 16)

После смерти короля Эдуарда сам Харольд был спешно помазан на царство в нарушение таким образом клятвы, данной Вильгельму. Нарушение клятвы Харольд оправдывал тем, что король Эдуард, будучи на смертном одре, изменил свое завещание в его пользу; однако в глазах Вильгельма Харольд был клятвопреступником и „узурпатором". Разумеется, „праведный гнев" Вильгельма был чистейшим лицемерием, ибо вступлением на свой кровавый путь к власти он нарушал присягу своему господину — королю Франции. Тем не менее мнение Европы, и главное Папы Римского и германского императора, было на стороне Вильгельма.

У Папы были свои причины для поддержки Вильгельма. В 1052 году архиепископ Кентерберийский Роберт, нормандец по происхождению, бежал из Англии ввиду того, что борьба английской и нормандской партий при дворе склонилась в пользу англичан. При бегстве он забыл взять свой паллиум (омофор), который с согласия короля был передан архиепископу Винчестерскому Стиганду, ставшему архиепископом Кентерберийским вместо Роберта. Это вызвало гнев Папы, который заклеймил Стиганда как антиканонического узурпатора. Второй раз в своей истории англичане отказались подчиниться Папе. 17) Таким образом, начиная с 1054 года вплоть до формального низложения Стиганда папскими легатами на лже-соборе в Винчестере в 1070 году Англия пребывала в расколе и под запрещением римского первосвященника, который сам вместе со своими приверженцами пребывал в расколе с Православной церковью Востока. 18)

По иронии судьбы архиепископ Нормандии Маврелиус был в нарушение всех канонов назначен самим герцогом Вильгельмом, который установил такой контроль над церковью, как ни один европейский правитель до него. 19) Однако Папа смотрел сквозь пальцы на это нарушение его прерогатив (равно как и на неканоничный брак Вильгельма) в обмен на военную поддержку против Византии и Англии. В 1059 году Папа дал благословение Вильгельму именем св. ап. Петра на завоевание греческих колоний в Южной Италии. 20) Когда же это завоевание было завершено, войска Вильгельма оккупировали Грецию (в 1080-х годах), а затем во время Первого крестового похода вторглись на Ближний Восток, где основали нормандское королевство Антиохию. Все это случилось потому, что нормандцы были большевиками Европы XI-го века — военным правым крылом тоталитарной революции, победившей в Риме в 1054 году.

Итак, в начале 1066 года Вильгельм начал собирать мощную армию со всех стран Западной Европы для подготовки фактически первого крестового похода еретического Рима против Православной церкви. Весь драматизм этого судьбоносного года заключался в том, что перед народами Европы стоял выбор пути на века. Ибо если бы англичане разбили нормандцев, то, очевидно, не произошли бы нормандские завоевания во всей остальной Европе и сила „реформированного" папства резко пошла бы на убыль, уступив силам истинной Римской империи.

Но Святое Провидение судило иначе, ибо за грехи свои западные народы стали недостойны бесценного жемчуга Святого Православия, который был куплен ими ценой самоотверженного энтузиазма в течение многих веков до этого.

Тем не менее, король Харольд начал править так, как будто он действительно хотел разделаться с грехами прошлого. Флоренс Уорсестерский пишет, что он „немедленно начал упразднять несправедливые законы и устанавливать новые, справедливые; стал покровительствовать храмам и монастырям; с особым уважением относился к епископам, аббатам, монахам и клирикам; во всем выражал свое благочестие, был смиренным и снисходительным перед достойными, но жестоко карал преступников; графам, олдерменам, шерифам приказал заключать в тюрьму всех воров, грабителей и возмутителей спокойствия в королевстве. Он объезжал свои владения и по морю и по суше, чтобы лично наблюдать за охраной порядка в королевстве". 21)

В течение весны и лета, пока комета Галлея зловеще украшала ночное небо, две армии постепенно накапливались по обеим сторонам Ламанша. Пока Вильгельм строил большой флот для переправы через Ламанш, король Харольд держал свою армию в постоянной готовности вдоль всего южного берега Англии. К сентябрю Вильгельм был готов сражаться, однако противные ветры задержали его во французских портах. Но и королю Харольду пришлось распустить своих людей по домам для сбора урожая. Английское побережье было теперь опасно обнажено, и 27 сентября, воспользовавшись переменой ветра, Вильгельм начал погрузку на корабли.

В довершение всего норвежский король Харальд Хардраада (Харальд Суровый) при поддержке бежавшего из Англии брата английского короля Харальда Тостига вторгся в Нортумбрию. Согласно средневековому исландскому историку Снорри Стурлусону, в то время когда норвежский король Харальд готовился к вторжению в Англию, ему приснился сон, что он будто бы был в Трондхайме и встретил там своего сводного брата святого Олафа, который сказал ему, что он одержал много побед и умер, достигнув святости, потому что не оставлял Норвегии. И теперь он боится, что брат его Харальд идет навстречу своей смерти. „И волки будут терзать твое тело, — сказал святой Олаф, — и не возлагай за это вину на Бога". Снорри пишет, что „о многих других снах рассказывали тогда и о других видениях, по большей части неблагоприятных". 22)

Разбив английских графов Эдвина и Моркара в битве при Гэйт Фулфорд, 20 сентября, норвежский король с триумфом вступил в Йорк, жители которого (главный образом выходцы из Скандинавии) не только сдались ему, но и изъявили желание идти с ним на юг против всей остальной Англии. 23) Это последнее бесчестное предательство, совершившееся в том самом городе, где 760 лет до того римские легионеры провозгласили императором Константина Великого, основателя Христианской Римской империи, это предательство, по-видимому, и решило судьбу Православной Англии.

Однако тогда, 25 сентября, после феноменально быстрого марш-броска от Лондона английский король Харольд прошел через Йорк и еще 7 миль к Стэмфорд Бридж, где расположились лагерем норвежские войска, войска бунтовщиков и фламандские наемники. В результате длительного сражения, в котором обе стороны понесли большие потери, норвежская армия была разбита, а Харальд Хардраада и Тостиг были убиты. Манускрипт „С" Англосаксонской хроники кончается этим победным финалом. Но то еще не был финал в плане Божественного Провидения.

1 октября во время празднования в Йорке этой победы король Харольд получил известие о высадке Вильгельма в Пивенси, на южном побережье. Хотя с точки зрения военной стратегии было бы благоразумнее дать отдых войскам и начать собирать отовсюду большое подкрепление, дав тем временем возможность Вильгельму отойти от своей базы в глубь страны с тем, чтобы перерезать его коммуникации, Харольд, однако, решил повторить ту же тактику марш-броска и стремительного удара, которая блестяще оправдала себя в борьбе с норвежцами. Итак, он направил свои войска назад к Лондону.

По пути он остановился в Уолтхэме, небольшом монастыре, который он сам основал с тем, чтобы в нем пребывала величайшая святыня Английской церкви — Черный крест Уолтхэма. Этот крест был найден в земле по указанию Божественного Откровения, бывшего скромному священнику в Монтакьют (графство Соммерсет). Крест поместили на повозку, запряженную быками. Но быки не тронулись с места, пока не было произнесено слово „Уолтхэм". После этого быки сами пошли прямо к Уолтхэму, который был расположен далеко от того места, на другом конце страны. Во время этого путешествия произошло 66 случаев исцеления больных. В конце концов повозка остановилась на том месте, где потом король Харольд основал монастырь. 24)

Всего лишь за несколько дней до получения известия о высадке Вильгельма король Харольд проходил через Уолтхэм во время похода на Йорк и молился перед Черным крестом. Во время этой остановки он получил доброе известие от аббата Этельвайна из Рэмси, которому явился во сне святой король Эдуард Исповедник. Святой Эдуард поведал аббату о тяготах как душевных, так и физических, которые претерпевает король Харольд, о его самоотверженном стремлении спасти королевство и о том, что в настоящее время король страдает от сильной боли в ноге. Св. Эдуард предсказал, что по его молитвам перед Престолом Всевышнего победа будет одержана и что боль в ноге пройдет. Подбодренный этим известием король излечился от болезни ноги и, как мы видели, одержал победу. 25)

Не то было на обратном пути. Решив незамедлительно идти против нормандцев, Харольд „вошел в храм Святого креста, поставил на Святой Престол ковчежец со святыми мощами, который имел в своей походной церкви, и стал молиться перед крестом, дав клятву, что, если Богу будет угодно даровать ему победу, он принесет в дар этому храму несметные сокровища и множество священников будут совершать здесь богослужения, и что сам он будет служить Господу как последний Его раб. Священники, которые сопровождали короля, и другие люди были в это время у дверей храма, в котором король молился, распростершись на земле перед крестом и раскинув руки наподобие креста — молился Распятому Богу. И вот произошло необычайное чудо. Лик Господа на Распятии с глазами, направленными вверх, вдруг наклонился вниз, как бы печально глядя на распростертого на земле короля. Дерево знало будущее! Алтарник Теркил говорил, что он ясно видел это своими глазами в то время, когда он собирал оставленные в алтаре королевские дары. Я слышал это из его собственных уст. А другие говорили мне, что они видели Лик Господа на Распятии, направленный прямо с глазами устремленными вверх. Но никто, кроме Теркила, не видел, как лик наклонился. Когда братия монастыря узнали об этом печальном предзнаменовании, они послали двух старейших и благочестивейших монахов Оузгуда Кноппе и Эйлрика Чилдемейстера в сопровождении некоторых других вместе с войском к месту битвы для того, чтобы, когда она завершится, позаботиться о телах короля и христианских воинов и, если Богу будет угодно, привезти их в Уолтхэм". 26)

5-го октября Харольд был уже в Лондоне со своей изможденной армией. Согласно здравому смыслу, необходимо было остаться здесь до прибытия подкреплений из разных концов страны. Вместо этого, к общему удивлению историков XI и ХII-го веков, король всего лишь после нескольких дней отдыха совершил форсированный марш 50-60 миль к югу, не дожидаясь подкрепления. Какова была причина такой очевидной и страшной тактической ошибки?

Дэвид Ховарт убедительно доказывает, что причина в том, что, прибыв в Лондон, Харольд впервые узнал (от посланника Вильгельма), что он и его сторонники были отлучены Папой от Церкви и что Вильгельм шел на сражение по благословению Папы и под знаменем Папы, и что на шее у него в золотом футляре был подвязан зуб святого апостола Петра. Это означало, что Харольд вступил в войну не только против Вильгельма, но и против Папы. Явилось сомнение в том, поддержит ли его церковь, армия и народ при таких обстоятельствах? В лучшем случае они будут деморализованы и потеряют уверенность в своей правоте и победе. Таким образом, если принимать сражение, то принимать его немедленно, не теряя ни дня до того, как просочатся слухи об анафеме. Во всяком случае, если бы битва была выиграна, то появилось бы достаточно времени оспорить решение Папы, объявить его пародией на справедливость и просто игнорировать его.

Итак, все теперь стало как бы личным делом короля и вопросом его совести. И оставалось только обратиться лично к Богу и просить Его Суда. „Пусть Бог рассудит между мной и Харольдом",— говорил Вильгельм. Таким образом, Харольд был как бы приглашен на конечный суд и не мог избежать его. Для того, чтобы Бог мог совершить Свой Суд, Харольд лично должен был принять вызов Вильгельма.

„Он выступил из Лондона вечером 12 октября. С ним было несколько его друзей, которые знали о случившемся и все же верили ему; Гирт и его брат Леовайн, племянник Харольда Хакон, которого он выручил из Нормандии, два каноника из Уолтхэма, которые чувствовали себя весьма неспокойно, зная о чуде в Уолтхэме, два престарелых уважаемых всеми аббата, которые носили вериги, и, вероятно, в отдалении за Харольдом следовала Эдит Лебединая Шея, мать его сыновей. Он вел армию, которая ничего не знала, часть своих придворных и небольшое подкрепление, которое успело прибыть в Лондон. Северные графы с ожидаемым большим подкреплением не успели прийти, а он не мог ждать. Он вторично прошел через Лондонский мост и на этот раз направился по Дуврской дороге к Рочестеру, а затем по боковой римской дороге — на юг через Андредсвальд. Лес уже был в осеннем золоте и дороги были покрыты опавшими листьями. У старой яблони на распутье дорог вблизи Гастингса была назначена встреча с отрядами из Кента и Сассекса. Харольд достиг этого места 13 октября в пятницу, полный решимости встретить свою судьбу. Если верить римским анналам, то здесь при подготовке армии к битве стал распространяться слух об отлучении короля и всех, кто будет сражаться на его стороне". 27)

Единственное тактическое преимущество, на которое надеялся Харольд — внезапность — было потеряно: Вильгельм узнал о его приближении.

Итак, согласно Англосаксонской хронике, „Вильгельм внезапно появился перед Харольдом утром 14 октября, прежде чем его войска были построены в боевой порядок (по другим сведениям войска Харольда успели окопаться и Вильгельм не мог овладеть траншеями. Тогда он приказал своим войскам отступать. Видя отступающего противника, солдаты Харольда поддались искушению броситься в погоню. Этого и хотел Вильгельм. Его войска повернули обратно и вступили в бой с относительно малочисленным противником. Этот маневр, согласно некоторым историкам, и решил ход битвы. - Прим. пер.) Тем не менее, король сражался очень храбро вместе с теми, кто остался на его стороне, и великое кровопролитие было с обеих сторон. Король Харольд был убит, и вместе с ним Леовайн, его брат, и граф Гурт, его брат, и много достойных людей. Поле кровавой битвы осталось за французами; Бог даровал им победу за грехи английского народа". 28)

Почему автор хроники пишет: „...вместе с теми, кто остался на его стороне"? Потому что многие отошли от него, услышав об анафеме Папы. И все же многие остались, включая нескольких служителей Церкви. Почему они остались, зная, что они потеряют не только жизнь, но если анафема действительна, то и бессмертную душу? Вероятно, мало кто знал о расколе 1054 года между Римом и Константинополем и о богословских дебатах касательно филиокве, использования пресного хлеба за литургией, а также касательно декларируемого Папой его господства над Вселенской Церковью, что и привело в 1054 году к окончательному расколу между Восточной и Западной церквами. Еще меньше могло быть таких, которые пришли бы к твердому убеждению в правоте Константинополя и неправоте Рима. То, что Харольд совершил клятвопреступление, взойдя на трон, было общим мнением, и все же они оставались с ним. Те, кто последовал за королем Харольдом, те англичане, которые сражались и умирали при Гастингсе, повиновались чувству сердца, а не холодному рассудку. Их сердца говорили им, что каковы бы ни были грехи короля и народа, он все же был их король и это был их народ. Не может же Бог хотеть от них, чтобы они предали и того и другого в минуту крайней нужды, во время борьбы не на жизнь, а на смерть с безжалостным иностранным завоевателем. Может быть, им припомнились слова аббата Элфрика, который писал в период царствования несчастного короля Этельреда: „Народ имеет право выбирать такого короля, какого хочет; но после того, как он помазан на Царство, он властвует над народом и народ не имеет право сбросить это иго со своей шеи". 29) А архиепископ Вульфстан писал: „Какими путями Бог посылает мир и благоденствие бедным Его рабам? — Только через Христа и через христианского короля". 30) Нет сомнения, что сторонниками короля Харольда руководило благодатное чувство преданности Помазаннику Божьему, ибо англичане продолжали высоко чтить принцип монархии, в то время как в других частях Европы он был уже подорван папизмом. 31)

Не исключено, что сторонники короля вспомнили и также, что этот день —14 октября — был днем св. Каллиста, Римского Папы III века, которого многие христиане его времени (включая св. Ипполита) считали раскольническим анти-папой. Если тот Папа мог считаться схизматиком, то не с большей ли вероятностью можно считать схизматиком этого Папу, который находился под анафемой Вселенской Церкви Константинополя, пытался низвергать королевства таким же образом, как низлагал поместные церкви, и который благословил военное вторжение в мирную христианскую страну непрошеных иностранцев? А если так, то не они ли, нормандцы, были действительными схизматиками в отличие от истинных христиан, отказавшихся подчиняться ложным декретам и анафемам? Как бы то ни было, после битвы при Гастингсе мало кто из бежавших из страны англичан выбрали Рим, который ранее был традиционным местом убежища для английских изгнанников. На этот раз большинство бежало в Новый Рим — Константинополь, и Третий Рим — Россию.

После победы при Гастингсе Вильгельм как бы убедился, что Бог решил спор между ним и Харольдом в его пользу. Однако даже его нормандские епископы не были в этом столь уверены. Поэтому синодальным постановлением 1070 г. (которое сэр Фрэнк Стентон характеризует как „примечательный эпизод" в жизни Церкви) 32) они наложили епитимью на всех, кто сражался на стороне Вильгельма в этой битве — несмотря на то, что сражались они по благословению Папы!

Поведение Вильгельма после битвы было беспрецедентно жестоким и гнусным. В частности, он отказался отдать тело короля Харольда (над которым надругались нормандцы, разрубив его на части) его матери, хотя та предлагала ему столько золота, сколько весит тело. В конце концов монахи Уолтхэма с помощью бывшей любовницы короля Эдит Лебединая Шея нашли тело и якобы похоронили его в Уолтхэме. 33)

Распространялись слухи, что Харольд не погиб, а спасся и живет отшельником в Честере. Другие говорили, что он похоронен на юге, на побережье, которое он не смог защитить от вторжения. Был ли он действительно похоронен в Уолтхэме — неизвестно; во всяком случае могила его не была найдена там, несмотря на тщательные розыски. В настоящее время мы располагаем убедительным доказательством того, что разрубленное на куски тело, покоящееся в дорогом гробу и обнаруженное в домашней фамильной церкви Годвина в Бошэме 7 апреля 1954 года, и есть тело последнего православного короля Англии. 34)

                                                             * * *

Редакция "Верности" благодарит Др. Владимира Эдуaрдовича,  любезно разрешившего опубликовать часть   его книги "Крушение православия в Англии".

*) Тверь 1999, ISBN 5-89643-002-7, © Перевод с англ. о. Ст. Красовицкого, © Фонд возрождения православной культуры „Миссия"

Библиография и примечания

1. Лучшим источником сведений о христианизации Англии является труд Беды Достопочтенного: „Церковная история английского народа". О св. Августине и крещении в р. Свэйл см.: Эндрю Филлипс. Православное христианство и Старая Английская церковь. 1996. С. 5-18.

2. Инициатор Миссии св. Григорий Великий был очень обрадован этой новостью. Он тут же написал об этом св. Евлогию, Патриарху Александрийскому, после чего отправил письмо св. Августину: „Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение", ибо зерно пшеницы, упав на землю, умерло, чтобы не царствовать только на Небе, но чтобы царствовать и на земле, ибо Он Тот, Чьей Смертью мы живы; Чьей слабостью сильны; Чьим страданием избавлены от страдания; посредством любви Которого нашли то, что не искали" (Послание 28; переведено в „Никейские и после-никейские Отцы Церкви". Т. XII, Ч. 2).

3. См. также: Дж. Романидес. Франки, римляне, феодализм и догматы. Брулин. Массачусет. 1981; В. Мосс. Возрождение романизма // Православная Жизнь. Июль-август. 1992.

Отец Эндрю Филлипс (цит. соч. с. 15) ярко обрисовал начало романизации Англо-Саксонской Британии: „Король Этельберт и королева Берта, казалось, соперничали с Константином Великим. Поставив Кентербери во главе Церкви, они переехали в Ре-кулвер для строительства нового дворца. Рекулвер стал их новым Римом, подобно тому, как языческая Византия стала христианским центром — Новым Римом — Константинополем. Кентербери, английский Старый Рим, был отдан итальянскому митрополиту Августину. Тем не менее король Этельберт сохранил символически королевский монетный двор в „Старом Риме". Символически, потому что Кентербери был его сокровищницей как в духовном, так и в земном смысле. На монетах, которые здесь чеканились, были изображены Ромул и Рэм, и волчица на Капитолии. Этельберт стал одним из многих королей, признающих свою зависимость, хотя бы и формальную, от императора ромеев, примкнув, к цивилизации, источником которой являлся новый Рим (Византия). Один Бог, одна Церковь, одна Христианская Империя — такова была реальность того времени, несмотря на серьезные препятствия, различия в культуре, в образе мышления, в этническом происхождении и церковной практике. В общем и целом, Церковь была Едина и цивилизация одна. Мы знаем, что даже в XI веке английских епископов хоронили так же, как и византийских — сидящими на епископском троне. Знаем также, что греческие епископы нередко на склоне лет уходили на покой в английские монастыри (напр., малоизвестный архиепископ Константин в Малсбери) и что греческие праздники, такие как Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября) и Зачатие Пресвятой Богородицы св. прав. Анной (9 декабря) были внесены в английский церковный календарь.

4. Эндрю Филлипс. Православное христианство. С. 22; Х.Р. Лойн. Англо-Саксонская Англия и Нормандское завоевание. Лондон, 1970. С. 254; Г. Вард (Археология Кантиана. Т. XLV. С. 89) пишет, что в 1066 г. в одном только Кентербери было более 400 храмов.

5. Св. Эдуард сказал, что семь Спящих Отроков изменили положение: перевернулись с правого бока на левый, что возвещает грядущие бедствия. — См.: W. Malsberi. Gesta Regum Anglorum. Т.П. Р.225.

6. Петр Ллевелин (Рим в средневековье. Лондон, 1996. С. 254) подчеркивает значение английских поселений. Он пишет, что во время понтификата Папы Паскаля (IX век) „в английской колонии Борго, близ Храма Св. Петра, дома по обычаю строили из дерева, и они сгорели в разрушительном пожаре, первом из многих, охватившем переполненный квартал вокруг базилики. Паскаль, встав среди ночи, поспешил туда босиком и сам руководил тушением пожара. Всегда заботливый к паломникам, он дал имущество саксонской общине и деньги на строительство новых домов".

7. Беда Достопочтенный умер в 735 году, успев перед самой смертью закончить перевод Евангелия от Иоанна на английский язык — возможно, вообще первый перевод Евангелия на иной язык, чем три священные языка — еврейский, греческий и латынь.

8. Р.Х.С. Дэвис. Нормандцы и их мифы, Лондон, 1976. С. 103.

9. Житие св. Данстана. Цит. по: Антоний Грансден. 1066 — время всеобщих перемен. 1988. С. 48.

10. W. Malsberi. Gesta Regum Anglorum.

11. Житие короля Эдуарда // Средневековые тексты из собрания Нельсона. 1962.

12. Над могилой принца Альфреда видели свет, и там происходили чудеса, что свидетельствует о его безвинных страданиях. Могила его соратников была обнаружена в Гилдауне, в 1920 г. См.: А. В. Г. Лоутер. Саксонское кладбище в Гилдауне. Археологическая коллекция графства Суррей. Т. XXXIX, 1929-1930. С. 1-50.

13. То, что английский принц бежал на это озеро в Северной России может показаться удивительным. Однако связи между „варягами" России, Скандинавии и Англии в X веке были весьма активными и тесными, как это видно из житий королей Олафа Святого и Олафа Трюггвасона, равноапостольного. Некоторые русские историки (в частности, В.И. Паранин, свящ. Стефан Красовицкий) выдвигают гипотезу, что древний русский монастырь на Валааме на Ладожском озере, был основан британскими (возможно кельтскими) монахами.

Дополнение переводчика. Интерес представляет и само название „Ладога". Многие древние места в Англии начинаются с „Ллан". Слово „Ллан" по-кельтски „монастырь". Одно из таких мест в устье Северна имеет два названия: „Лландарф" и „Лладога". Не является ли это двумя разными аббревиатурами одного и того же слова? Напр., слова „Лландогалф", что может означать „монастырь в заливе". Действительно, Лландаф расположен в глубоком заливе, равно как и монастырь на Валааме, будучи в заливе (ибо Ладога есть ни что иное, как продолжение Финского залива, причем Карельский перешеек был некогда островом под названием „Рус", омываемым с юга протокой „Нева" и с севера протокой „Вуокса", которая теперь почти пересохла. Валаамский монастырь стоит в заливе и с точки зрения своего расположения на острове — в т. н. „монастырской бухте". Такое название монастыря могло расшириться на название всей этой части залива, имея хождение наряду с более древним языческим названием „Нево".

14. 1057 год. Многие в нормандской Франции подозревали семью Годвинов в устранении другого серьёзного претендента на престол. — См.: Г. Роне Эдуард Этелинг. Последняя надежда Англо-Саксонской Англии // История сегодня, 1984. Т. 34. С. 34-51.

15. Эдмер пишет, что когда Харольд попросил у короля разрешения поехать в Нормандию, чтобы освободить своего брата и племянника, которых там держали в качестве заложников (граф Годвин отдал их после неудавшегося переворота в 1051 году), король Эдуард сказал: „Я не буду в этом участвовать, но и не хочу, чтобы кто-то думал, будто я стараюсь тебе помешать. Я разрешаю тебе ехать, куда желаешь и смотреть, что ты можешь сделать. Но я предчувствую, что ты можешь навлечь беду на все королевство и позор на себя".

16. Житие Харольда / Пер. Уолтера де Грей Бирча. Лондон, 1885. Глава 9.

17. Первое было, когда св. Данстан отказался утвердить неканонический брак одного английского дворянина, разрешенный Папой. Св. Данстан сказал: „Я не нарушу даже под угрозой смерти власть моего Бога". — См.: В. Мосс. Святые Англо-Саксонской Англии. Сиэтл, 1993, Т. 2. Через несколько лет архиепископ Вулф-стан Йоркский заявил Папе протест по поводу требования последнего, чтобы английские архиепископы являлись в Рим для получения Паллиума (Омофора), и предостерег его от симонии. Вряд ли автор подобного предостережения мог верить в непогрешимость Папы. — См. Дороти Битурум. „Царская и церковная власть в начале XI века" // Англия до Завоевания. Кембридж, 1971.

18. Это, в свою очередь, создало полураскол в Английской церкви, так как несколько епископов отказались иметь общение со Стигандом и были хиротонисаны утвержденным Папой архиепископом Йоркским Олдредом, поскольку, как было сказано, Стиганд Кентерберийский был под запретом Папы. — См.: Уильям Малсбери. Житие св. Вульфстана. 1934. С. 27-28.

19. Проф. Дуглас отмечает, что Маврелиус ввел „новый и чужеродный элемент в Нормандскую церковь" — еретический элемент реформированного папизма. — См.: Д. Дуглас. Вильгельм Завоеватель. 1969. С. 121.

20. До 1054 года отношения между нормандцами и папством были враждебными. В июне 1053 армия Папы Льва IX потерпела поражение при Сивитате, и сам Папа Лев попал в почетный плен к нормандцам. „Но он всегда был их ярым врагом,— пишет проф. Дэвид Дуглас,— и в 1054 году он проклял их на своем смертном одре... Но потом Ирод и Пилат стали друзьями, и после 1059 года нормандские завоевания содействовали восстановлению латинского обряда и распространению папского влияния в Южной Италии"— См.: Д. Дуглас. Успехи нормандцев 1050-1100. Лондон, 1969. С. 132,155.

21. Хроника //Английские исторические документы. Т.Н. С.212.

22. Снорри Стурлусон. Сага о короле Харальде. 1966. Харальд Норвежский (Суровый) был женат на киевской княжне Елизавете— еще один пример широких связей между варягами России и других частей Северо-Западной Европы.

23. Р. Аллен Браун. Нормандцы и нормандское завоевание. 1985. С. 135.

24. Об этом рассказывается в манускрипте XII века „Обретение Креста", опубликованном епископом Стабссом в Оксфорде в 1861.

25. Житие Харольда. Гл.10.

26. Обретение Креста. Гл.21.

27. М.Кейнес, Р.Кларк. 1066: год завоевания. 1977. С. 164-165.

28. Как пишет Уильям из Малсбери в „Год 1066", англичане „были малочисленны, но чрезвычайно храбры". Цит. по: Р. Аллен Браун. Вильгельм Завоеватель и битва при Гастингсе. 1982. С. 10.

29. Католическая Омилия на Вербное воскресенье.

30. Институты Государства. Англосаксонская проза. 1993. С. 188.

31. „Сохранения священного принципа монархии,— пишет Лойн,— при всех политических перипетиях, включая смену династий, являлось удивительным феноменом, поражавшим вдумчивых студентов, изучающих Англию XI века. Цит. по: X. Р. Лойн. Англо-Саксонская Англия... С. 214. Это преклонение перед монархией англичан сохранялось вплоть до XVI века. Как писал Шекспир (Ричард II, акт III, сц. 2):

Не смыть всем волнам яростного моря

Святой елей с монаршего чела.

И не страшны тому людские козни,

Кого Господь наместником поставил.

Даже в наше темное демократическое время раздаются голоса в пользу монархии. Так, напр., Си Эс Льюис пишет: „Монархия — это канал. Через который все жизненно важные элементы гражданственности— лояльность, освящение светской жизни, принцип иерархии, благородство, церемониал, преемственность — еще просачиваются и орошают засушливое пространство современного экономического государственного управления" („Мифы и факты" // Бог на скамье подсудимых: Очерки по теологии. 1979).

32. Англо-Саксонская Англия. Оксфорд. С. 653. См. также Дж. Е. Кросс. Военная Этика в старой Англии. С. 2.

33. Беда Достопочтенный. Церковная История... С.286-287.

34. J. Pollock. Harold: Rex. Bosham. Penny Royal Publications, 1996.

=============================================================================

ВЕРНОСТЬ (FIDELITY)  Церковно-общественное издание    

    

   “Общества Ревнителей Памяти Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого)”.

      Председатель “Общества” и главный редактор: проф. Г.М. Солдатов

      President of The Blessed Metropolitan Anthony (Khrapovitsky) Memorial Society and  Editor in-Chief: Prof. G.M. Soldatow

     Сноситься с редакцией можно по е-почте:  GeorgeSoldatow@Yahoo.com  или 

      The Metropolitan Anthony Society,  3217-32nd Ave. NE, St. Anthony Village,  MN 55418, USA

      Secretary/Treasurer: Mr. Valentin  Wladimirovich Scheglovski, P.O. BOX 27658, Golden Valley, MN 55427-0658, USA

      Список членов Правления Общества и Представителей находится на главной странице под: Contact

      To see the Board of Directors and Representatives of the Society , go to www.metanthonymemorial.org and click on  Contact

      Please send your membership application to: Просьба посылать заявления о вступлении в Общество:  

      Treasurer/ Казначей: Mr. Valentin  Wladimirovich Scheglovski, P.O. BOX 27658, Golden Valley, MN 55427-0658, USA

      При перепечатке ссылка на “Верность” ОБЯЗАТЕЛЬНА © FIDELITY    

     Пожалуйста, присылайте ваши материалы. Не принятые к печати материалы не возвращаются. 

 Нам необходимо найти людей желающих делать для Верности переводы  с русского  на  английский,  испанский, французский,  немецкий   и  португальский  языки.  

Мнения авторов не обязательно выражают мнение редакции.   Редакция оставляет за собой право  редактировать, сокращать публикуемые материалы.   Мы нуждаемся в вашей духовной и финансовой  поддержке.     

Any view, claim, or opinion contained in an article are those of its author and do not necessarily represent those of the Blessed Metr. Anthony Memorial Society or the editorial board of its publication, “Fidelity.”

==============================================================================================

ОБЩЕСТВО БЛАЖЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ

По-прежнему ведет свою деятельность и продолжает издавать электронный вестник «Верность» исключительно за счет членских взносов и пожертвований единомышленников по борьбе против присоединения РПЦЗ к псевдоцеркви--Московской Патриархии. Мы обращаемся кo всем сочувствующим с предложением записаться в члены «Общества» или сделать пожертвование, а уже ставшим членам «Общества» напоминаем o возобновлении своих членских взносов за  2006 год. 

Секретарь-казначей «Общества»   В.В. Щегловский

The Blessed Metropolitan Anthony Society published in the past, and will continue to publish the reasons why we can not accept at the present time a "unia" with the MP. Other publications are doing the same, for example the Russian language newspaper "Nasha Strana"(N.L. Kasanzew, Ed.)  and on the Internet "Sapadno-Evropeyskyy Viestnik" ( Rev.Protodeacon Dr. Herman-Ivanoff Trinadtzaty, Ed.). There is a considerably large group of supporters against a union with the MP; and our Society  has representatives in many countries around the world including the RF and the Ukraine. We are grateful for the correspondence and donations from many people that arrive daily.  With this support, we can continue to demand that the Church leadership follow  the Holy Canons and Teachings of the Orthodox Church. 

Советуем нашим читателям читать газету  "Наша Страна" а также на узлах интернета: Западно Европейский Вестник - www.karlovtchanin.com  и                                                                               Церковные Ведомости РИПЦ  -  www.catacomb.org.ua

 =============================================================================================

                                                                      

БЛАНК О ВСТУПЛЕНИИ - MEMBERSHIP APPLICATION

ОБЩЕСТВО РЕВНИТЕЛЕЙ ПАМЯТИ БЛАЖЕННЕЙШЕГО

МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ (ХРАПОВИЦКОГО)

THE BLESSED METROPOLITAN ANTHONY MEMORIAL SOCIETY

     Желаю вступить в члены общества. Мой годовой членский взнос в размере $ 25

с семьи прилагаю. Учащиеся платят $ 10. Сумма членского взноса относится только к жителям США, Канады и Австралии, остальные платят сколько могут.

  (Более крупные суммы на почтовые, типографские и другие расходы принимаются с благодарностью.)

     I wish to join the Society and am enclosing the annual membership dues in the amount of $25 per family. Students  

       pay $ 10. The amount of annual dues is only for those in US, Canada and Australia. Others pay as much as they can afford.

(Larger amounts for postage, typographical and other expenses will be greatly appreciated)

 

ИМЯ  - ОТЧЕСТВО - ФАМИЛИЯ _______________________________________________________________

NAME—PATRONYMIC (if any)—LAST NAME  _______________________________________________________

   АДРЕС И ТЕЛЕФОН:___________________________________________________________________________

   ADDRESS & TELEPHONE  ____________________________________________________________________________

Если Вы прихожан/ин/ка РПЦЗ или просто посещаете там церковь, то согласны ли Вы быть Представителем Общества в Вашем приходе? В таком случае, пожалуйста укажите ниже название и место прихода.

 

If you are a parishioner of ROCA/ROCOR or just attend church there, would you agree to become a Representative of the Society in your parish? In that case, please give the name and the location of the parish:

 

   ПОЖАЛУЙСТА ВЫПИШИТЕ ЧЕК НА:                                    Mr. Valentin W. Scheglowski

   С ПОМЕТКОЙ:                                                                                             “FOR TBMAMS”

  И ПОШЛИТЕ ПО СЛЕДУЮЩЕМУ АДРЕСУ:                                          P.O. BOX 27658

  CHK WITH NOTATION:                                                               Golden Valley, MN 55427-0658, USA

    SEND  COMPLETED APPLICATION  TO:

_________________________________________________________________________                __________

 

Если Вы знаете кого-то, кто бы пожелал вступить в наши члены, пожалуйста сообщите ему/ей наш адрес и условия вступления.

If you know someone who would be interested in joining our Society, please let him/her know our address and conditions of  membership. You must be Eastern Orthodox to join.

=================================================================================================